Материалы

4. Проектирование курсов ДО

 
Изображение пользователя Администратор Пользователь
4. Проектирование курсов ДО
от Администратор Пользователь - Пятница, 23 Июнь 2017, 10:21
 

4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСОВ ДО

4.1 Общие вопросы разработки технического задания для создания курса

В иерархии методических материалов дистанционного обучения дистанционный курс по объему и по степени отражения учебного материала занимает промежуточное положение между курсовым описанием и электронным учебником. Дистанционный курс – это аналог учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по традиционной заочной и экстерновой формам. Используя другую аналогию, дистанционный курс можно назвать путеводителем по учебной дисциплине со всеми присущими ему атрибутами.

Фактически дистанционный курс –   это разработанная с определенной степенью подробности пошаговая инструкция по освоению курса, т.е. по достижению целей, сформулированных в его описании.

Как правило, дистанционные курсы разрабатываются с помощью различных программных продуктов, позволяющих представлять его содержание в форматах Интернета (HTML). Это могут быть как простейшие разработчики веб-сайтов, встроенные в текстовые редакторы, так и такие программы, как MS FrontPage, MS Publisher и др. Курсы могут разрабатываться и с помощью специальных программ-оболочек, предназначенных для дистанционного обучения (WebCT , Lotus Learning Space, BlackBoard , Доцент, Прометей и т.д.). Отличие лишь в том, что в специальных программах сразу задается шаблон структуры курса. Сам процесс разработки курса четко делится на 2 части: разработка методического наполнения и дизайн курса. Причем термин «дизайн» здесь понимается в двух смыслах.

С одной стороны, это методический дизайн – структурирование текстов, логическое выстраивание их частей, проектирование структуры понятийно-категориального аппарата и инструментальной части курса – контролей, обсуждений, оценочных критериев и т.д. Очень важная часть методического дизайна – формирование гипертекстовой структуры курса, т.е. системы ссылок и переходов между понятиями, содержательными и инструментальными блоками.

С другой стороны, дизайн – это «встраивание» текстов, написанных преподавателем и обработанных методистом, в стандартную веб-структуру, формирование системы переходов и ссылок. И конечно «наведение красоты» – разработка и реализация цветового решения, подбор иллюстраций, разработка специфичных способов визуализации, баннерных модулей и т.д.

4.2 Интерфейс и навигация по курсу

На первом этапе разработки содержания дистанционного курса автор-предметник определяет, какие объекты, явления, понятия, методы деятельности должны быть рассмотрены и изучены.

Затем по иерархическому принципу строится древовидный граф, связывающий эти элементы и называющийся графом содержания учебного материала.
После этого формулируются требования по форме представления и уровню усвоения необходимого учебного материала. Совокупность этих требований и графа содержания определяет модель содержания учебного материала.

Такая модель позволяет:
• четко определить содержание учебного материала и цели обучения;
• представить содержание в наглядном и обозримом виде;
• сформировать системное (целостное) представление содержания учебного материала;
• сформулировать требования к типу, количеству и последовательности упражнений для осмысления и закрепления теоретического материала;
• обеспечить четкую преемственность различных тем.

Следует отметить, что построение модели содержания заставляет даже опытного преподавателя по-новому взглянуть на структуру, форму представления и требования по усвоению учебного материала.Задача автора-предметника — обеспечить максимально высокую понимаемость учебного материала. Материал должен быть изложен ясно и доходчиво, с четкой ориентацией на уровень профессиональной подготовленности обучаемого.

В отличие от печатного издания (учебника, задачника, практикума по лабораторным работам и др.) содержательная часть компьютерного учебного пособия (контент) должна быть очень хорошо структурирована.

На первом уровне располагается основная учебная информация, выстроенная по принципу причинно-следственных связей. Учебный материал должен отражать суть излагаемого предмета. Четкая структуризация текста на первом уровне (дробление учебного материала на небольшие порции информации) позволит сделать его легким для восприятия. Хорошо продуманные заголовки должны создавать интерес и мотивацию к изучению материала. Сложные смысловые места и понятия следует снабжать примерами в форме анимаций или иллюстраций.

Эффективно использование таблиц в тех местах текста, где требуется:
• повысить зрительную наглядность и обеспечить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;
• осуществить определенное сравнение, группировку или систематизацию событий, фактов, явлений, персоналий и др.

Проблемные ситуации, требующие профессионального решения, должны быть подкреплены конкретными примерами с необходимыми объяснениями и построены на современном материале.

Однако этого бывает недостаточно для глубокого понимания обучаемым, который к тому же изучает предмет самостоятельно, в отрыве от преподавателя и сокурсников. Поэтому в компьютерных продуктах учебного назначения, чтобы не загружать основной текст, организуют информацию второго плана.
Это по своей сути дополнительная информация, которая помогает более глубоко осветить излагаемый вопрос, дополнить его, расширить, изложить полярные точки зрения и т.д. Часто информация второго плана содержит справочные данные.

В большинстве случаев двух (реже трех) уровней изложения учебного материала вполне достаточно, чтобы компьютерный продукт был самодостаточным.
При изложении самого учебного материала в тексте всегда встречаются новые термины, понятия, незнакомые учащемуся. Желательно, чтобы была возможность обратиться к объяснениям их из любой точки текста, где они упоминаются повторно. Не секрет, что лексический запас преподавателей и студентов сильно различается. Для того чтобы восприятие учебного материала не вызывало затруднений по этой причине, используют динамические подсказки, объясняющие смысл незнакомых слов, встречающихся в тексте.

Это не только расширяет словарный запас обучаемого, но и дает ему возможность осмысленно воспринимать учебный материал, сосредоточившись только на понимании его предметной сути. При структурировании учебного материала обязательно нужно предусмотреть возможность вызова из других разделов (тем) формул, рисунков, таблиц, на которые в тексте есть ссылки. Программная реализация всех этих требований может быть разной (в зависимости от применяемой программной среды, принятого способа навигации, дизайнерской проработки), но функциональная возможность обязательна.

Структурирование учебной информации тесно связано с навигацией (в данном случае с передвижением по учебному компьютерному курсу), которая должна быть простой и наглядной. Часто в погоне за программными возможностями «дерево» взаимосвязей бывает настолько сложным, что учащийся может долго блуждать в его лабиринтах, забыв о сути изучаемого вопроса.

Кроме требований простоты и наглядности желательно соблюдать так называемое «правило трех щелчков». Это значит, что доступ к любой учебной информации должен быть получен не более чем за три щелчка мыши.

Желательно, чтобы было реализовано еще одно требование, обусловленное дидактикой обучения, — работая с компьютерным курсом, учащийся должен соотносить свое место в учебном информационном пространстве (в какой теме, разделе он находится). К сожалению, часто это требование не выполняется.
Не следует понимать под простотой примитивность. В то же время хочется предостеречь от наличия большого количества функциональных объектов, разобраться в которых бывает подчас сложнее, чем освоить изучаемую предметную область. Это приводит к тому, что часть учебной информации остается невостребованной.

4.3 Психологические особенности восприятия информации

Что происходит в голове  человека при усвоении какой-либо информации? Прежде всего, изучение невозможно без внимания. Чтобы стать эффективным, обучение должно сосредоточить на себе внимание. К сожалению, системы нашего мозга, отвечающие за внимание и направляющие его, а так же влияющие на процесс запоминания, устают достаточно быстро (в напряженном состоянии они могут держаться нескольких минут). Им необходимо давать отдыхать каждые три минуты из пяти, иначе они будут намного менее восприимчивыми. Эти системы обычно восстанавливаются довольно быстро, но в процессе обучения обязательно нужно учитывать такие состояния как «усталость» и «скука», чтобы процесс усвоения материала стал более эффективен. Другими словами, нужно найти способ заставить работать те нейроны, которые обычно не участвуют в процессе обучения.

Процесс подготовки необходимо обустроить так, чтобы можно было перемещать эффективную модель обучения из одного набора средств обучения в другой. Образцом может послужить привлечение целых групп нейронов, отвечающих за восприятие различной информации и использование разных областей мозга.

Например:
1. Факт. Например, мука, при смешивании с яйцами, превратиться в тесто и может быть вырезана в форме для макарон.
2. Привязка к факту. Например, продукты, которые богаты углеводами, помогают телу сохранять энергию.
3. Связывание двух понятий (привязок). Например, спорт требует высоких энергозатрат,  зато энергия «содержится» в углеводах, так что спортсменам перед тренировками полезно есть макароны.

Эти системы связаны между собой и работают «в паре», чтобы формировалась память (т.е. происходило изучение). Целью такой работы должно быть стремление сформировать память в каждой группе нейронов. Так, информация, построенная таким образом, чтобы при изучении она распределялась по различным системам нейронов, будет усвоена намного лучше и её легче будет воспроизвести.

Как можно улучшить качество электронного обучения.
Кроме использования непосредственно самих групп нейронов, нужно включать и другие элементы, такие как, например, взаимодействие, образы, обратная связь (отдача).

В электронное обучение можно добавить множество различных элементов, которые сделают восприятие нового материала, процесса или информации более доступным и шутливым. Делая процесс образования более веселым – а, следовательно, и интересным – он становится гораздо более эффективным. Если обучающийся не втянут в материал, не увлечен его изучением, в действительности он ничего не узнает и не запомнит. Это как раз то, что делает электронное обучение наиболее открытым среди других типов образования. Очевидно, любой тип подготовки не может быть включен в онлайн обучение, но все равно многое возможно с отличными результатами.

Ключами к успеху в электронном обучении являются:

  • варьирование типов обучения – яркие образы, звуки, тексты работают одновременно для того, чтобы сохранять и записывать информацию в различных областях мозга, и как результат - улучшается запоминание материала.
  • создание процессов, которые завлекают внимание – игры, опросы или тесты и даже простая анимированная обработка чего-либо на мониторе компьютера увеличивают интерес к процессу обучения, что в свою очередь улучшает восприятие и запоминание материала.
  • обратная связь – неотъемлемой частью курсов электронного обучения является система обратной связи (от ученика к тьютору), чтобы проверять задания, либо исправлять неправильно понятый материал. При этом обратная связь должна быть достаточно быстрой, так как каждый шаг обучения основывается на анализе эффективности и правильности предыдущего шага. Если обратная связь пропадет, то следующий шаг может быть неверным, так как он обычно опирается на интерпретацию пройденного материала.
  • общение с другими обучаемыми и преподавателями – чаты, форумы, icq, e-mail – все это в какой то степени заменяет практики и дискуссии в институтской аудитории и повышает эффективное взаимодействия между обучаемыми и усвоение ими знаний.

Так же эффективность дистанционного обучения обуславливают такие факторы как:

Свой темп

Электронное обучение предоставляет студентам возможность получать образование в выбранном ими темпе. Это ведет к исчезновению такого понятия как  «пропуски изучаемого материала», что ведет к недопониманию, так как, если вам нужно оторваться от изучения материала ввиду внешних проблем или вы просто не понимаете материал, вы сможете вернуться к нему сколько угодно раз.
Курсы электронного образования имеют такие элементы управления, которые невозможно внедрить при подготовке в классе очной формы обучения. Например, прослушивать звуки нерегулярного и регулярного сердечных ритмов сколько угодно раз, управляя при этом звуком лишь с помощью простого щелчка по иконке. Это и есть элемент «своего собственного темпа» - одна из тех положительных особенностей, что делает электронное образование таким эффективным.

Интерактивность

Ещё одна составляющая электронного обучения это интерактивность. К ней относятся такие элементы как: выбор щелчком варианта правильного ответа на вопрос теста, активирование какого-либо объекта или процесса с помощью щелчка мышки.
Диалоговые игры основаны на обдумывании разнообразных сообщений, они также достаточно эффективны для процесса обучения. Но, конечно, игра не должна быть основой  процесса обучения – но она, несомненно, имеет право присутствовать!
Вспомните об играх, в которых Вы преодолеваете целую серию задач, изучаете окружающую обстановку и используете подобранные по пути инструменты. Те же методы могут использоваться в различных типах программ обучения. Игры погружают вас в приключения практически при любом типе сюжета. Познание  нового, попытки победить, успехи или неудачи – хорошие моменты в процессе обучения.

Мотивация

Мотивировать человека в начале обучения – это всего лишь полдела, студентов необходимо мотивировать и непосредственно в процессе самого обучения. Знание того, что в курсе обучения присутствуют элементы юмора или что-то интересное, например, элементы видео, звука и интерактивности вызывают большое любопытство и мотивацию в процессе изучения «скучного» материала. Это тоже, несомненно, способствует рождению интереса, лучшему усвоению теории и более быстрому «перевариванию».
Еще один показатель мотивации к электронному обучению обуславливается как удобство, которое ДО может предоставить, например – шанс пройти курс практически в любой момент времени и в каком угодно месте.

Другие элементы процесса электронного обучения, улучающие качество образования
:
Кроме обширных вопросов, как то интерактивность, управление темпом и мотивация, электронное обучение спокойно вмещает и позволяет в процессе работы пользоваться информацией, которую исследователи и специалисты готовили и анализировали последние 30 или более лет. Эти исследования были посвящены процессам или вещам, которые существенно и положительно смогут оказывать влияние на память и воспроизведение усвоенного материала. Одно из таких экспериментальных исследований обнаружило возникновение улучшения в воспроизведении материалов при:
- использование в обучении различных цветов и специальных цветовых сочетаний;
- объединение и интеграция изображений и слов;
- соединение звука (голоса или музыки) с изображениями;
- использование разнообразных накопителей и носителей информации;
- применение в обучении форматов изображений, которые умеют следовать за естественным движением глаз обучающихся.

4.4 Авторское право и материалы курсов

Авторские права возникают автоматически в момент создания автором произведения, в том числе и электронного. Авторские права подразделяются, во-первых, на имущественные и, во-вторых, личные неотчуждаемые. Имущественные права автора действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Личные авторские права охраняются бессрочно.

Условия возникновения охраны авторским правом дистанционного курса и иных ресурсов учебного назначения такие же, что и для других объектов авторских прав, включая книги, произведения изобразительного искусства, телепрограммы.

Объект охраняется:
• если он имеет объективную форму выражения, в том числе, если содержится в памяти компьютера;
• является результатом творческой деятельности автора, при этом творческий характер деятельности автора предполагается до тех пор, пока не доказано обратное.

При создании дистанционного курса и других ресурсов учебного назначения необходимо учитывать ряд особенностей авторского права. Авторское право распространяется на все виды текстов, изображений, мультимедиа элементов, программ для ЭВМ, баз данных, которые могут быть выражены в любой форме.
В то же время правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ или базы данных или какого-либо их элемента, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования.

Электронные ресурсы подлежат правовой охране в случае, если они представляют собой результат творческого труда по подбору и организации данных. Причем правовая охрана осуществляется независимо от того, являются ли отдельные элементы, которые включает ресурс, объектами авторского права. Например, печатная энциклопедия является объектом авторского права, ее мультимедийная реализация, включая поисковую систему, перекрестные ссылки, может охраняться авторским правом. В данном примере в охране нуждаются как права создателей исходной, так и мультимедийной версии энциклопедии.

4.5 Графическая концепция, верстка, дизайн

Если результатом разработки является продукт, который может представлять коммерческий интерес, то наряду с глубокой методической и дидактической проработкой учебного материала немаловажным становится и его внешнее оформление.

Экспертиза дизайн-эргономики компьютерной учебной программы включает в себя оценку:
• реализации аудиовизуальных средств и моделей (полноты использования и гармонии средств мультимедиа, оригинальности и качества мультимедиа-компонентов, уровня моделирующих программ и др.),
• организации интерактива (способов передачи реакций сторон, оригинальных приемов, интеграции интерактива с мультимедиа и моделью и т.п.),
• эргономики, комфортности для пользователя (интуитивной ясности, дружественности, удобства навигации и др.),
• простоты использования.      
     
Из вышеперечисленного видно, что работа компьютерного дизайнера тесно связана с работой программиста, так как его решения должны быть связаны с возможностями программной реализации.

Стилевое оформление во многом определяется программной средой, в которой ведется разработка. Многие авторские программные среды, проектирование в которых не требует знаний программирования, автоматически генерируют командную панель и функциональные клавиши (вперед/назад, помощь, справка и др.). Поэтому в задачу компьютерного дизайнера входит выработка общего стиля программного продукта, который будет органичен в самой среде проектирования и изучаемой предметной области.

В программных средах, требующих программирования, в принципе можно реализовать любое стилевое оформление, главное — его разработать.
При разработке стилевого оформления обязательно нужно учитывать, как будет эксплуатироваться компьютерный учебный продукт — в локальном или удаленном режиме. При размещении курса на CD-ROM ограничением является только скорость считывания данных с устройства CD-ROM, при удаленном доступе — скорость передачи по сети.

Чтение текстовой информации большого объема — дело утомительное, а с экрана монитора — тем более (разрешающая способность монитора гораздо ниже печатного издания). Кроме большой нагрузки на глаза это еще и воздействие на мозг обучаемого, порождающее сложные процессы обработки, отбора и закрепления информации. Эргономические правила позволяют выбрать надлежащую организацию текста, провести грамотную структуризацию учебного материала, придать ему визуальную привлекательность, повысить его понимаемость. Применение эргономических правил при оформлении учебного материала дает возможность воздействовать на сознательные и бессознательные процессы, протекающие в мозгу учащегося, повышая их эффективность и продуктивность, делая умственный труд более производительным.

Правила, улучшающие эргономическое качество текста:
1. В тексте необходимо использовать абзацные отступы, которые нужны для «остановки» и осмысления.
2. Для разделения абзацев используется «малый» межстрочный интервал, а для разделения пунктов — «большой».
3. Текст должен быть выровнен по ширине.
4. Необходимо соблюдать единообразие при выделении терминов и понятий.
5. Краткие элементы перечислений должны быть сдвинуты вправо или помещены в середину страницы, что устранит зрительную асимметрию и создаст эффект эргономической уравновешенности относительно ее центра.