Материалы

5. Педагогический дизайн

 
Изображение пользователя Администратор Пользователь
5. Педагогический дизайн
от Администратор Пользователь - Пятница, 23 Июнь 2017, 10:21
 

5 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

5.1 Процесс педагогического дизайна

Педагогический дизайн  - систематический, целостный процесс создания средства обучения, включающий в себя анализ потребностей в обучении и его целей, прогноз результатов обучения, постановку задачи на создание средства электронного обучения (ЭО), разработку этого средства, методов и форм обучения, их апробацию и оценку эффективности.

Основная цель педагогического дизайна – создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой, на основе рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования, достижение целей обучения.

Педагогический дизайн - спланированный и систематический процесс, предусматривающий прохождение проекта через следующие пять стадий:
Analysis - среды обучения, обучаемых и задач обучения
Design - составление плана разработки педагогической деятельности
Development - разработка педагогической деятельности (планы и дизайнерские предложения преобразуются в учебные материалы)
Implementation - внедрение проекта
Evaluation - оценка работы обучаемых и эффективности данного проекта.

Данные стадии представляют собой типичную модель педагогического дизайна ADDIE.
design_pr.jpgДанные фазы "ADDIE" работают по принципу замкнутой цепи и должны постоянно повторяться, чтобы привести к улучшению процесса.
Анализ – анализируются потребности в обучении, общая характеристика обучаемых (очники, заочники, взрослые, школьники, студенты университета и т.д.), начальный уровень умений и навыков (уровень компьютерной грамотности, квалификация и/или опыт работы и т.д.), стили обучения.
Дизайн - разрабатываются планы и кратко сформулированные дизайнерские предложения, направленные на удовлетворение потребностей в обучении и достижение запланированных результатов.
Разработка - планы и дизайнерские предложения преобразуются в учебные материалы, создание механизмов для внедрения.

Внедрение – интеграция результатов разработки, обучение способам наилучшего использования учебных ресурсов, координирование взаимодействия и помощь в учебной деятельности.

Оценка уровня достижений обучающихся с помощью методов оценивания, соответствующих целям обучения (письменные или устные тесты, портфолио, проектная работа, эссе, и т.д.), оценка общего педагогического дизайна и используемых методов и средств обучения. Это происходит в течение всего процесса.

5.2 Педагогический дизайн для e-learning

Педагогический дизайн — системный подход к построению учебного процесса. Он позволяет выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний. В основе педагогического дизайна для e-learning — важность содержания курса, стиля и последовательности изложения материала, а также способов его представления. Педагогический дизайн рассматривает содержательную часть обучения, сочетания теории и практики, моменты привлечения внимания, формирования мотивации и желание продолжать обучение.

Преимущества применения педагогического дизайна при разработке курса:

  • слушатели получают возможность получить полное представление о предстоящем учебном процессе и о действиях, которые необходимо выполнить для достижения результата
  • появляется возможность оценить качество e-learning
  • делает процесс обучения максимально прозрачным
  • помогает слушателям последовательно продвигаться по курсу обучения без лишних вопросов
  • указывает разработчикам на места в материале, где интерактивные компоненты наиболее уместны и эффективны
  • устанавливает связи между педагогикой и технологиями, позволяя одному выгодно дополнять другое
  • дает необходимые инструменты для правильного смешивания методов и инструментов доставки
  • позволяет максимально эффективно передавать человеку знания именно за счет анализа потребности в обучении и поставленных перед курсом или программой целей.

График проекта делится на 2 части: разработка методического наполнения и дизайн курса. Термин «дизайн» понимается в двух смыслах.
- методический дизайн  - структурирование текстов, логическое выстраивание их частей, проектирование структуры понятийно-категориального аппарата и инструментальной части курса – контролей, обсуждений, оценочных критериев и т.д., формирование гипертекстовой структуры курса - системы ссылок и переходов между понятиями, содержательными и инструментальными блоками.
- дизайн – это «встраивание» текстов, написанных преподавателем и обработанных методистом, в стандартную веб-структуру, формирование системы переходов и ссылок, разработка и реализация цветового решения, подбор иллюстраций, разработка специфичных способов визуализации и т.д.

Команда проекта.
Типичная группа разработчиков учебных материалов включает в себя четыре человека:

  • педагогический дизайнер (отвечает за осмысленность всей разработки, ее конечную педагогическую эффективность);
  • художник (разработчик интерфейса, иллюстрирует и оформляет программы);
  • программист (создает компьютерные модели и занимается сборкой итогового продукта);
  • сценарист (пишет тексты сценария и задания для разработки моделей).

Основные типы программного обеспечения для создания e-learning решений

  • авторские программные продукты (Authoring Packages),
  • системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS),
  • системы управления контентом (Content Management Systems - CMS),
  • системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS)

Авторские программные продукты программы позволяют преподавателю самостоятельно разрабатывать учебный контент на основе визуального программирования. Преподаватель должен поместить необходимую информацию в нужное место. Эта информация в виде фрагмента текста, иллюстрации или видеофрагмента помещается на экран с помощью мыши. Например, Dreamweaver фирмы Macromedia или продукты типа TrainerSoft и Lectura.
Недостатки: невозможность отслеживать и контролировать во времени процесс обучения и успеваемость большого количества обучаемых, отсутствие средств обеспечения контакта между обучаемыми в реальном времени.

Системы управления обучением предназначены для контроля большого числа обучаемых. Особенность - позволяют следить за обучением пользователей, хранить их характеристики, подчитывать количество заходов на определенные разделы сайта, определять время, потраченное обучаемым на прохождение определенной части курса, позволяют пользователям регистрироваться для прохождения курса, проверять свои оценки. Например, Blackboard, e-College, WebCT, Docent, Saba, Aspen.

Системы управления контентом позволяют создавать каталоги графических, звуковых, видео и текстовых файлов и манипулировать ими. Такая система представляет собой базу данных, снабженную механизмом поиска по ключевым словам, позволяющим преподавателю или разработчику курсов быстро найти то, что ему нужно.

Системы управления обучением и учебным контентом представляют собой сочетание нескольких типов программных решений. Большинство этих систем позволяет следить за обучением большого количества людей, создавать учебные материалы, а также хранить и находить отдельные элементы контента.    

Основные характеристики e-learning решений.
При выборе программного обеспечения для дистанционного обучения независимо от его уровня необходимо учитывать пять потребительских характеристик:

  • надежность в эксплуатации (удобство администрирования и простота обновления контента с помощью уже существующих шаблонов);
  • совместимость (возможность взять один и тот же учебный материал и, не внося в него изменений, использовать его в различных системах управления обучением);
  • удобство использования (технология обучения должна быть интуитивно понятной);
  • модульность (определение объектов знаний и возможность связывать объекты знаний с целями обучения); 
  • обеспечение доступа (обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе; технология должна быть пригодна для всех возможных пользователей).

5.3 Содержание курса

Рекомендации по подготовке материала для разработки любого курса:

  • материал должен быть разбит на тематически завершенные части или модули. Объем модуля - не больше 8-10 страниц текста (А4, 12пт), в слайдах - не больше 20-25 слайдов. При переводе текста на слайды рассчитывается по 4 слайда на 1 страницу текста, при переводе на слайде текст сокращается и упрощается.
  • для каждой части должно быть описано: цель изучения (поставленная с точки зрения слушателя), исходные знания и навыки, которые должен получить слушатель в итоге (необходимо для определения того, какой материал стоит представлять в более интерактивном виде, где делать практику, на чем акцентировать внимание), какие знания нужно проверять на запоминание, какая информация является обязательной для изучения, а какая дополнительная, сопровождающая (нужно для структурирования учебного материала)
  • при подготовке материала сразу рисовать схемы, графики, делать списки и перечисления - это помогает восприятию информации, а также сокращает время на разработку курса.
  • обязательно нужны практические задания или указание того, что нужно отрабатывать.
  • если есть программа обучения в аудитории по этому курсу, то стоит ее использовать, так как она помогает правильно выстраивать структуру курса и последовательность действий для слушателя.
  • если по курсу есть полный комплект презентаций для аудиторного занятия, то их стоит использовать как основу курсу, а из учебника брать те части, которые на занятии рассказываются устно или детализируются по краткому слайду.

Структура материалов.

  • информационные элементы (текст, картинки, схемы, таблицы и т.д.) должны быть расположены так, чтобы минимизировать зрительные маршруты по экрану. Размещение последовательно воспринимаемой информации не должно вызывать переноса взгляда более чем на 20°;
  • чтение слева направо и по горизонтали предпочтительней вертикального, так как оно почти в два раза быстрее;
  • наиболее важные сведения, предназначенные для первоначальной обработки или считывания, должны быть максимально сосредоточены в центральной части экрана;
  • информация, отражающая качественные изменения и требующая быстрого реагирования, должна отображаться в левом верхнем квадрате поля;
  • однотипные данные на разных страницах должны располагаться в одной и той же области.
  • привлечь внимание к информации позволят элементы дизайна: размер (более значимая информация должна иметь, по крайней мере, в полтора раза больший размер), форма (контур условного знака должен быть четким, простым в начертании и содержать небольшое количество элементов, также не должны использоваться пунктирные и штриховые линии), яркость (выделять таким образом следует только расположенные рядом элементы одного уровня, яркость каждого должна отличаться от соседнего не менее чем в два раза, частота мельканий (диапазон должен находиться в пределах 0,5–6 Гц), цвет (оптимальными являются зеленый, красный, голубой, желтый и фиолетовый), маркировка (позволяет выделить информацию каким-либо специальным символом).

Текстовая информация. Для оптимального восприятия текст, который предлагается учащимся, должен удовлетворять следующим требованиям:

  • сведения должны быть представлены четко, кратко, без излишней детализации;
  • информация должна излагаться доступно, в форме, обеспечивающей ее правильное понимание и непосредственное использование;
  • примечания и пояснения обязательно следует выделять (скобками, подчеркиванием, размещением, способом написания, шрифтом);
  • предупреждения и запрещения следует выделять цветом, подчеркиванием, шрифтам, частотой мельканий;
  • повторяющиеся данные должны одинаково именоваться или нумероваться;
  • нумерация пунктов должна быть последовательной и независимой от страницы, каждый пункт должен начинаться с новой строки.

Графическая информация. Графическое представление числовой информации воспринимается и запоминается примерно вдвое эффективней таблиц и значительно эффективней формул.

Общими правилами при построении диаграмм являются:

  • наличие рамки, заголовка, обозначений по осям координат, указание единиц измерения отображаемых величин;
  • размеры графика или диаграммы не должны превышать 3/4 площади экрана, а при наличии поясняющих надписей, легенд и т. п. – 1/2 его пространства;
  • критические значения и параметры могут быть дополнительно выделены (цветом, контрастом, мерцанием, яркостью или специальными символами внутри диаграммы).

5.4 Мотивация в электронном курсе

Модель Келлера для повышения мотивации учащихся ARCS.
Главные компоненты:

  • внимание (Аttention);
  • значимость (Relevance);
  • уверенность (Confidence);
  • удовлетворение (Satisfaction).

1. Первый способ повышения мотивации — это привлечение внимания пользователя к курсу. Важно завладеть первоначальным вниманием обучаемого и удержать это внимание на протяжении всего курса, например, с помощью разнообразных типов контента: иллюстрированные слайды со ссылками на всплывающие окна, по которым пользователь может «кликать», аудио, видео, флеш-анимация, интерактивные диаграммы и игры; деления курса на отдельные модули и постановка четких целей в каждом модуле

2. Второй способ повышения мотивации — это демонстрация значимости учебного курса. Люди воспринимают материал учебного курса как значимый и ценный, если он отвечает их потребностям. Разработчики должны понимать, для кого они разрабатывают курс и каковы потребности аудитории. Ценность курса повышается, если участники видят взаимосвязь между получением знаний и навыков и развитием своей карьеры. Люди должны понимать, какие возможности могут быть упущены, если они не станут развивать в себе новые навыки.

3. Третий способ повышения мотивации — это поддержка уверенности обучаемого в своих силах. Самостоятельная постановка целей повышает мотивацию учащегося (планирование времени на ежедневные занятия, средства контроля над собственным прогрессом: процент выполнения, набранные баллы). Участник должен понимать, что его кто-то контролирует, кого-то интересуют его результаты. Тьютор проверяет и отслеживает прогресс в обучении на протяжении всего курса, контролирует понимание и непонимание участниками тех или иных аспектов обучения, помогает в решении проблем.

4. В конце курса необходимо сместить фокус мотивации на удовлетворение учащегося - соответствие результатов обучения ожиданиям учащегося. Важны и простые «мотиваторы» — вознаграждения, похвалы, празднование успехов пользователя при завершении всего курса одного из его этапов.