Материалы

6. Управление учебным процессом

 
Изображение пользователя Администратор Пользователь
6. Управление учебным процессом
от Администратор Пользователь - Пятница, 23 Июнь 2017, 10:20
 

6 УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

6.1 Планирование учебного процесса

Управление учебным процессом начинается с его планирования, поэтому оно должно быть выполнено, во-первых, с учетом того, что учебный процесс по дистанционной технологии протекает в специфической информационной образовательной среде; во-вторых, основываться на определении составляющих учебный процесс компонентов и участников этого процесса и их функций; в-третьих, опираться на необходимые этапы его реализации.

Информационная образовательная среда становится неотъемлемой частью образовательной системы ДО, одним из её структурных элементов, влияющим на функционирование всех остальных её составляющих – непосредственных участников учебного процесса (обучающий, преподаватель, направляющий, координирующий и сопровождающий процесс обучения; обучающийся с его образовательными запросами); опосредованных участников учебного процесса (администратор; группы технического, организационного и методического обеспечения).

Планирование учебного процесса требует четкого представления роли и функции каждого его участника. Условно можно разделить на две группы: обучающиеся и работники образовательного учреждения.

1. Обучающиеся (учащиеся, студенты, слушатели и т.д.), следуя учебному плану и расписанию, изучают структуру курса, электронный учебник, выполняют самостоятельные работы и задания и пр.
2. Работники образовательного учреждения.
Автор курса (коллектив авторов) осуществляет авторское сопровождение, разрабатывает рабочую программу курса, анализирует процесс обучения, результаты обучения, проводит коррекцию и обновление материалов и т.д.

Методист – его функции могут быть выполняемы автором, а также преподавателем ДО (возможно совмещение всех трёх в одном лице) - планирование и разработка сценария курса, структурирование содержания, отбор отчетных заданий, выбор форм и методов в соответствии с имеющимися средствами обучения и пр.

Преподаватель ДО, возможно, он же автор. Знакомит с учебным планом, электронным учебником; направляет, консультирует, выдает задания; организует работу в чате, в форумах, принимает задания и пр.

Психолог курса (привлекается в основном на гуманитарных специальностях, а также в период апробации курса). Организует психологический мониторинг, осуществляет анализ групповой динамики и пр.

Администратор. Осуществляет приём обучающихся; привлекает преподавателей к работе; решает вопросы зачисления/отчисления обучающихся и пр.
Документовед (секретарь, диспетчер и пр.). Осуществляет работу с документами (оформление договоров, счетов об оплате, подготовка приказов о зачислении и пр.)

Программно-телекоммуникационная группа. Обеспечивает работу необходимых программных средств, поддерживает работу сетевых ресурсов и пр.

При планировании учебного процесса необходимы следующие действия.
1. Постановка целей обучения.
Цели обучения должны быть прописаны четко и понятно, они выполняют несколько функций — мотивационную, рекламную, информационную.
2. Выбор методов обучения.
Среди методов обучения различают — информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский. При обучении по дистанционным технологиям наиболее целесообразно их сочетание, они должны быть соотнесены с использованием различных средств обучения.
3. Выработка методических требований к учебному материалу.
Требования складываются из требований к содержанию (образовательный стандарт), правил "подачи" материала в электронном виде, учета информационной нагрузки, адекватной возможностям обучающихся и пр.
4. Составление расписания занятий.
Может зависеть от содержательной специфики дисциплины. Например, для гуманитарных дисциплин в расписание целесообразно вводить различные формы общения – дискуссии, семинары, форумы и пр.
5. Организация мониторинга учебного процесса.
Он позволяет соотнести и проанализировать поставленные образовательные цели с достигнутыми результатами, учебный план с ходом учебного процесса и пр.
6. Планирование контрольных мероприятий.
Опыт показывает, что наряду с тестами, опросниками и вопросами для самоконтроля, целесообразно планировать индивидуальные и групповые задания, а также предусмотреть возможность коррекции заданий и сроков их выполнения для обучающихся, опережающих общий учебный план или отстающих от него.
7. Планирование самостоятельной работы учащихся.
Самостоятельная работа в системе ДО является более значимой, чем в традиционном режиме обучения. Для тех обучающихся, для которых самостоятельная и самообразовательная деятельность являются естественными, следует предусмотреть возможность (по желанию) обучаться по индивидуальной траектории.
8. Планирование форм и видов взаимосвязей и взаимодействий участников образовательного процесса.
Планирование этих действий должно исходить из целесообразности использования тех или иных форм видов коммуникаций для решения тех или иных задач на определенном этапе учебного процесса.
9. Прогнозирование результатов обучения.
Статистика показывает, что 10% обучающихся отсеиваются. Учитывая специфику ДО-обучения, можно сократить отсев повышением мотивации; заинтересованностью обучающихся в достижении положительных результатов обучения; вовлечением в активную познавательную деятельность и т.д.
10. Подведение итогов.
Эта процедура позволит оценить и проанализировать деятельность всех участников образовательного учреждения и соотнести их с результативностью процесса обучения; выявить неточности (ошибки) в работе с тем, чтобы иметь возможность избежать их в будущем; выявить достаточность/недостаточность (избыточность), сложность/простоту теоретических модулей/контрольных мероприятий для усвоения учебного материала; выявить необходимость обновления/коррекции тех или иных учебных материалов (заданий и пр.); провести экспертную оценку внешними экспертами и обучающимися – а) материалов курса; б) организации процесса обучения; в) эффективности обратной связи; г) уровня достигнутой образованности по отношению к запланированному уровню; д) другое.

Планирование учебного процесса в целом обычно осуществляется перед набором контингента обучающихся и может незначительно корректироваться в процессе обучения.

6.2 Создание и поддержка баз данных по учебному процессу

Для того чтобы распределить студентов между тьюторами по каждому из многочисленных предметов, которым можно обучаться дистанционно, необходима административная система – база данных. Если от студентов требуют посещать семинары, нужно всегда отмечать присутствующих и отсутствующих. Необходимо также следить за тем, как тьюторы взаимодействуют со студентами на расстоянии, и давать этому оценку.

Нужно создать систему управления данными, где записывалось бы выполнение студентом каждого задания, получение тьютором этого задания, его обработка и возврат, а также оценка, поставленная либо тьютором, либо компьютером. Эта система нужна для того, чтобы в выставлении оценок за письменные работы и в советах, которые тьюторы дают студентам, чувствовалось единообразие и согласованность, а прежде всего для того, чтобы взаимодействие между тьютором и студентами было как можно плодотворнее. Кроме того, благодаря ней команда курса может судить о том, насколько эффективно такого рода обучение по тому, как выполнены задания.

Особенно важно учитывать время проверки работ - время, которое прошло с того дня, как студент прислал выполненное задание, до того дня, как он получил его в проверенном виде. Если студенты вынуждены ждать ответа перед тем, как заканчивают выполнять следующее задание, многие снизят обороты и могут попросить продлить время курса. Руководство должно позаботиться о мерах на случай отсрочек, продумать наказания для студентов за задержку задания и способы сократить срок проверки письменных работ.

6.3 Базы данных по учащимся

Ведение дел студентов можно разбить на три подсистемы:

  • Набор и прием
  • Ведение записей о студентах (базы данных студентов)
  • Оценки и аттестация.

Записи о студентах нужно создать еще на этапе их зачисления. В дальнейшем в первую очередь на них будут опираться при управлении делами студентов.
Таким образом, база данных предназначена для автоматизации документооборота при реализации альтернативных форм обучения с использованием дистанционных технологий.

6.4 Мониторинг учебной деятельности

Мониторинг курса дистанционного обучения включает следующее:
- контроль учебной деятельности учащихся на всех этапах работы над курсом (входной контроль, промежуточный, итоговый и т.д.);
- отслеживание внутригрупповой динамики;
- контроль качества учебных материалов и их своевременное обновление;
- осуществление педагогической оценки курса в целом (как текущей, так и итоговой) в целях усовершенствования курса в дальнейшем.

Организация эффективного мониторинга дистанционного курса позволяет своевременно усовершенствовать курс, обеспечивая актуальность всех представленных в Интернете учебных материалов, выбирать оптимальные формы и методы обучения, строить учебный процесс, в центре которого находился бы не электронный учебник, а учащийся. Если преподаватель контролирует деятельность учащихся и, вовремя получив обратную связь, реагирует на те или иные процессы, происходящие в учебной группе, это безусловно будет способствовать сохранению высокого уровня мотивации у учащихся на протяжении всего курса. Также в этих условиях, отслеживая внутригрупповую динамику, преподаватель сам будет лучше ориентироваться в том, какие межличностные процессы протекают внутри группы учащихся, как это влияет на качество обучения, удалось ли сформировать виртуальный коллектив учащихся, не испытывают ли они проблем в общении друг с другом и т.д.

Мониторинг дистанционного курса осуществляется в следующих основных формах:
- анкетирование учащихся,
- тестирование,
- индивидуальные и групповые интервью,
- анализ отчетных работ, представленных учащимися,
- анализ материалов телеконференций, записей чатов и видеоконференций,
- анализ статистической информации по работе учащихся с конкретным сайтом Интернет (например, на котором находится электронный учебник).

Большинство дистанционных курсов предлагают учащимся работу с электронным учебником, расположенным вместе с другими материалами (например, архивами учебных материалов, инструкциями, руководствами и пр.) на Web-сайте учебного заведения. Преподаватель, проводя мониторинг учебного процесса, должен хорошо представлять основные требования к качеству учебных материалов, представленных в Интернет, например, провести педагогическую оценку качества образовательного Web-сайта.

Для организации эффективной самостоятельной творческой работы студентов с учебником этот учебник должен сочетать в себе лучшие (прежде всего с точки зрения содержания, методического аппарата и т.д.) черты традиционных учебников, а также черты, присущие современным мультимедийным интерактивным компьютерным программам учебного назначения - электронным энциклопедиям, учебникам, справочникам, тренажерам, моделям и т.п.

6.5 Таргетинг

Таргетинг — рекламный механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям (целевую аудиторию), и показать рекламу именно ей.

При определении целевой аудитории систем дистанционного обучения, прежде всего, следует обратить внимание на следующие четыре группы потенциальных пользователей:
1. Люди с ограниченными возможностями.
2. Люди с дефицитом времени.
3. Люди, которым необходимы гибкие образовательные схемы.
4. Люди, нацеленные на определенную образовательную схему (на какой-либо определенный ВУЗ).

Поскольку Интернет, по сравнению с традиционными образовательными институтами, предоставляет более широкие возможности социализации для лиц с физическими и психическими отклонениями, следует ожидать, что люди с ограниченными возможностями будут стремиться к получению доступа к системам дистанционного обучения. Это потребует определенных корректировок учебных программ и необходимо знать, какой процент от общего числа обучающихся составляют представители данной группы. Однако удовлетворение потребностей в получении образования, расширении круга знакомств, повышении социального статуса, наконец, в повышении самооценки необходимо практически всем. Вопрос состоит в том, какие еще категории населения будут заинтересованы в услугах систем дистанционного обучения.

Потенциальные потребители данного вида услуг заведомо обладают такими качествами, как сравнительно высокий уровень доходов, позволяющий осуществлять оплату, наличие подключения к сети Интернет, навыки в работе с компьютером, что в свою очередь предполагает определенный уровень образования. При проведении маркетинговых исследований, направленных на выявление целевой аудитории, целесообразно учитывать уже сложившиеся группы потребителей, а именно: студентов ВУЗов, студентов заочной формы обучения, посетителей курсов дополнительного специального образования. По всей вероятности, эта группа будет лишь частично перекрываться с аудиторией потенциальных клиентов систем дистанционного обучения. На настоящий момент Интернет охватывает далеко не все слои населения, не одинаковые условия доступа обусловлены массой социальных, экономических и даже географических факторов.

6.6 Управление процессом коммуникации

Одним из принципиальных моментов концепции e-learning стала возможность двусторонней коммуникации преподавателя и обучающегося.
Существуют два способа взаимодействия преподавателя и студентов при дистанционном обучении: синхронный и асинхронный.

Синхронное взаимодействие реализуется через:
- интернет-чат;
- программы мгновенного обмена сообщениями типа ICQ, QIP и проч.;
- телефонные конференции через программы типа Skype;
- видеоконференции, в том числе, по спутниковой связи;
- и другие способы.       
Асинхронное взаимодействие реализуется через:
- форум;
- электронную почту;
- книги, конспекты и компакт-диски с информацией;
- интерактивные базы данных;
- электронные библиотеки;
- тренажеры практических навыков с удаленным доступом;
- обучающие лаборатории;
- и другие способы.

Итак, синхронное электронное обучение предполагает взаимодействие преподавателя/тренера/тьютора с аудиторией в режиме реального времени. Тьютор имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью обучаемого в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости.

При асинхронном обучении ответственность за прохождение курса, чтение литературы и т.п. целиком ложится на плечи учащихся. Преподаватель/тренер/тьютор остается «за кадром», зато появляется преимущество self-paced learning, когда учащийся может проходить курс в удобное ему время и в том режиме, в котором комфортно лично ему.