Материалы

7. Развитие и поддержка дистанционных курсов

 
Изображение пользователя Администратор Пользователь
7. Развитие и поддержка дистанционных курсов
от Администратор Пользователь - Пятница, 23 Июнь 2017, 10:19
 

7 РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ

7.1 Нормативно-правовое обеспечение учебной деятельности в дистанционном обучении

Нормативно-правовое обеспечение должно поддерживаться нормативными  документами, регулировать отношения собственности на программное и учебно-методическое обеспечение, предоставлять обучающимся право пользования материально-технической базой университета и филиалов и включать в себя:

  • нормативную базу создания и функционирования систем дистанционного образования;
  • комплекс документов образовательного процесса, определяющих содержание, уровень и качество подготовки студентов-выпускников;
  • набор стандартов (требований) вуза для создания, сертификации и применения электронных продуктов;
  • защита авторских прав создателей курсов и программ;
  • зачет работы в качестве преподавателя в системах дистанционного образования в трудовой и научно-педагогический стаж;
  • получение итоговых квалификационных документов государственного образца;
  • признание результатов освоения курсов, изучаемых в рамках лицензированных программ ДО.

В информационной среде дистанционного обучения действуют иные отношения между «виртуальным» преподавателем и «виртуальным» студентом, иные требования к организации учебного процесса и участниками этого процесса. Поэтому нельзя, частично модернизировав традиционную систему образования за счет замены некоторых ее принципов и частичного изменения набора требований (нормативов), приспособить ее к системе открытого образования, отказавшись при этом от разработки дидактики открытого образования. Это будет не только тормозом развития объективно существующей формы образования, но и стратегической ошибкой в формировании образовательной политики.
На дистанционное обучение, как на целостную дидактическую систему, накладывается ряд требований, предусматривающих: оптимизацию содержания учебных курсов; разработку технологий обучения, оптимизирующих учебную деятельность и интенсифицирующих процесс усвоения материала; создание системы контроля усвоения знаний, обеспечивающей непрерывное и эффективное управление процессом обучения.

Впервые проблемы развития дистанционного образования в российской системе образования были рассмотрены на коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации в 1993 г., в решении которой указывалось о необходимости разработки концепции единой системы дистанционного образования в России. Такая концепция, построенная на основе двух принципиальных положений — централизованного федерального управления и крупного бюджетного финансирования, была разработана в соответствии с постановлением Госкомвуза России от 31.05.1995 № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России». Однако уже в 1996 г. стало ясно, что по объективным причинам (в первую очередь, из-за отсутствия достаточного бюджетного финансирования) данная концепция не может быть реализована и необходимо искать новые возможности внедрения технологий дистанционного образования в систему образования.

В настоящее время к нормативно-правовой базе дистанционного образования и дистанционного обучения относят более 400 нормативных правовых актов: международных (конвенций, деклараций, соглашений) и отечественных (Конституция РФ, законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, приказы, распоряжения, инструктивные письма, рекомендации, программы отраслевых министерств и ведомств).

Приказ №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 06.05.2005 (зарегистрирован в Минюсте РФ).

7.2 Лицензирование и сертификация дистанционных курсов

Первый опыт разработки специфических требований для лицензирования учреждений образования, в полном объеме применяющих ДОТ (и проведения реальных процедур лицензирования вузов), был получен в Российской Федерации. Коллективом экспертов были разработаны соответствующие временные требования, призванные отразить особенности дистанционного обучения. Описанный опыт был реализован в РФ на уровне подзаконного акта (в декабре 2003 года утверждены временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий), но он должен был послужить основой для создания полноценного документа.

Указанные требования применялись к образовательным учреждениям, использующим основные дистанционные образовательные технологии: кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология и их сочетания, для оценки обеспеченности образовательного учреждения оборудованными учебными помещениями и учебными рабочими местами, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников (профессорско-преподавательского состава), укомплектованности штатов и для расчета предельной численности контингента обучающихся. При проведении лицензионной экспертизы требования применялись дифференцированно в зависимости от применяемых дистанционных образовательных технологий, их сочетания, форм получения образования, уровней и видов образовательных программ. В заключении экспертной комиссии должно было указываться с применением каких  дистанционных образовательных технологий и в какой форме получения образования реализуются образовательные программы.

Сущность предлагаемых изменений лицензионных нормативов была  основана на доказанном факте эквивалентности для многих видов программ обучения в традиционных формах и дистанционного обучения. Центр тяжести при лицензировании учреждений открытого дистанционного образования, в полном объеме применяющих ДОТ, смещается от оценки преподавательского потенциала и физических условий организации учебного процесса к оценке специально разработанных учебных и методических материалов для ДО (по ним можно оценить и преподавателей-разработчиков), специальных компетенций тьюторов – особых преподавателей, специализирующихся на виртуальной (и очной) работе с дистанционными обучающимися, а также виртуальных условий организации и обеспечения дистанционного образовательного процесса (электронное администрирование дистанционного образовательного процесса, поддержка обучающихся ресурсами электронных библиотек и т.п.). Опыт лицензирования ряда вузов (например, Современной Гуманитарной  Академии) на основе данной методики показал ее достаточно высокую эффективность как механизма контроля качества деятельности вуза.

К настоящему времени сложилась развитая инфраструктура сертификации информационно-коммуникационных технологий в образовании, которая включает: Систему добровольной сертификации ИКТ в образовании (Систему ИНКОМТЕХСЕРТ), Подсистему в рамках Системы добровольной сертификации средств и систем информатизации (Систему РОСИНФОСЕРТ), Систему сертификации ГОСТ Р. В рамках созданной инфраструктуры действуют ряд органов по сертификации и региональных испытательных лабораторий в Москве, Тамбове, Петрозаводске, Воронеже, Уфе, Томске, Самаре, Перми, Кемерово, Саратове, Красноярске.

Основными задачами системы сертификации являются:
- подтверждение соответствия продукции, услуг и систем менеджмента качества требованиям, установленным нормативными документами  Российской Федерации и международными стандартами, а также  заявленным свойствам;
- совершенствование методик испытаний продукции и услуг на соответствие  требованиям национальных, межгосударственных, международных и международно-признанных стандартов;
- обеспечение высокого качества средств информационных технологий, используемых в образовании: электронных учебников, мультимедийных курсов, лабораторных практикумов удаленного доступа, тестовых программ, электронных каталогов, электронных полнотекстовых библиотек и др.;
- повышение качества продукции, разрабатываемой и выпускаемой на внутренний и внешний рынки отечественными и зарубежными предприятиями и организациями; повышение ее конкурентоспособности, расширение сферы использования и получение дополнительных экономических преимуществ  при поставке и продаже;  
- содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг, путем представления ему объективной информации об их качестве и соответствии требованиям отечественных, зарубежных и международных стандартов или заявленным свойствам;
- защита потребителей от некачественной продукции и услуг.

7.3 Примерная оценка стоимости создания дистанционных курсов

Полный современный обучающий курс должен, как правило, включать необходимый набор составных частей, а именно:
- описание курса и график выполнения разнообразных курсовых учебных заданий;
- полный конспект лекций (обычно 10 – 20 лекций), включающих многочисленные мультимедийные фрагменты (звук, видео, анимацию);
- задания для домашних работ и курсовых проектов;
- мультимедийные решения для типовых задач и курсовых проектов;
- примеры заданий и решений промежуточных и финальных экзаменов;
- базу данных по часто задаваемым вопросам и ответов к ним;
- архив сообщений, вопросов и ответов, идей, обсуждений домашних заданий и курсовых проектов студентами предыдущих лет;
- "горячую" электронную почту для обеспечения оперативных взаимодействий типа "студент – преподаватель", "преподаватель – студенты" и конференций между ними;
- "белую доску (white board)" или "электронную комнату для обсуждений (electronic chat room)", обеспечивающую совместную работу студентов;
- лист WWW -адресов, имеющих отношение к данному курсу (включая WWW -адреса библиотек различных университетов, предлагающих такой же курс);
- анонимную таблицу текущей успеваемости студентов;
- доску текущих объявлений;
- средства обеспечения аудио- и видеоконференций типа "преподаватель – студенты" и ряд других материалов.

Стоимость создания одного такого WWW-курса за рубежом – от 30 000 до 70 000 USD , а в России – около 15 000 – 20 000 USD (так как труд российских программистов дешевле), хотя некоторые российские курсы по многим показателям не только не уступают, но и превосходят зарубежные аналоги.

Крупнейшие перечни дистанционных курсов можно найти на серверах:
- «Всемирная аудитория» (www.utexas.edu/world/lecture);
- CASO's Internet University (Online College Courses by Accredited Providers) (www.caso.com/iu/courses.html);
- The Globewide Network Academy (www.gnacademy.org).

Широкий круг методических разработок, связанных с вопросами организации и проведения дистанционного обучения наиболее представителен на серверах:
- Университета штата Айдахо (www.uidaho.edu/evo/distglan.html);
- компании Hoyle (www.hoyle.com/distance.htm);
- компании "Новые технологии в образовании" (www.npac.syr.edu/users/gcf);
- The Education Coalition (TEC) (www.tecweb.org);
- The Globewide Network Academy (www.gnacademy.org);
- Хьюстонского университета (University of Houston Clear Lake) (129.7.160.115/COURSE/DISTEDFAQ/Disted_FAQ.html).

7.4 Расчет бюджета на проведение и дальнейшее сопровождение дистанционного курса

При составлении бюджета дистанционному учебному заведению нужно предусмотреть два типа издержек: постоянные и переменные. Основными постоянными издержками, скорее всего, будут капиталовложения и заработная плата работающих сотрудников. Капиталовложения требуются для зданий и оборудования, например для телестудий и печатных станков. Конечно, можно ограничить использование оборудования и тем самым снизить постоянные издержки. Расходы на оплату труда будут определяться тем, сколько своих специалистов по составлению программ и работе с учащимися нанимает учебное заведение и насколько оно зависит от услуг консультантов и сотрудников, работающих на неполную ставку.

Переменные издержки бывают двух типов: зависящие от количества, объема и качества курсов и зависящие от числа студентов курса. К первому относятся заработная плата сотрудников, работающих неполный рабочий день (которая зависит от продолжительности и характера курса), и затраты на связь (которые меняются в зависимости от продолжительности курса). Ко второму - выплаты сотрудникам, работающим со студентами (зависят от таких факторов, как количество практических занятий и частота проверки заданий), и издержки распределения (к примеру, хранение и почтовые расходы).

Прогнозы стоимости разработки и выпуска материалов должны основываться на оценке численности студентов, которые будут изучать курсы, стоимости материалов и труда и количестве запланированных курсов. Ясно, что бюджеты учреждений будут значительно различаться в зависимости от затрат на очные занятия, используемых технологий, числа студентов и качества материалов.

К важным аспектам, связанным с бюджетом, следует отнести не столько внедрение собственно системы дистанционного обучения, сколько конкретное "наполнение" системы учебными курсами. В этом случае следует рассмотреть вопрос, кто будет авторами курсов — свои преподаватели (тогда следует дополнительно оплачивать работы по созданию качественного содержания учебного курса) или преподаватели со стороны (в этом случае речь идет фактически о покупке курсов).

7.5 Перспективы развития дистанционного курса

Мощная технологическая и методологическая база дистанционного образования является хорошим трамплином для его развития. Но есть ли основания предполагать, что оно со временем возьмет на себя основную нагрузку по расширенному обучению специалистов? И если да, то что придает ему эти качества?

Конечно, прежде всего, это - уникальная доступность. А она является результатом малой потребности в очных занятиях и наличия широкой сети учебных центров. Наверное, наибольший выигрыш дает дистанционное образование в удаленных от центральных районов городах, где другие возможности обучения практически отсутствуют. Это особенно важно для такой обширной страны, как Россия.

Доступности способствует и модульное построение курсов. Каждый может выбрать себе курсы по потребности и, естественно, количество их комбинаций многократно превосходит количество возможных специальностей очного или заочного обучения. Кто-то учится с перерывами, стараясь максимально использовать все идеи курса, реализовать их на практике, а другой изучает одновременно несколько курсов. В целом же студент может постепенно достигать любых уровней квалификации.

Во-вторых - это практичность обучения, которая достигается за счет комплекса методов адаптации обучения к потребностям трудовой деятельности студента и ориентации на достижение практических результатов на работе студента еще в процессе обучения.
В-третьих - низкие относительные затраты на обучение, что связано с малой потребностью в аудиториях и преподавателях, а также отсутствием необходимости поездки студента на сессию (тьютор сам приезжает к студенту). Особенно важно эта для взрослых людей, в стоимость обучения которых необходимо включать и недополученную заработную плату.

В-четвертых - высокая мобильность. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение менее консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека, нежели очное. Тиражировать хорошие учебники дешевле, чем профессоров.

И, наконец, дистанционная технология максимально экономно относится к свободному времени студента. В основном он учится дома (или на работе) и не тратит время даже на поездку в институт. Кроме того, он может учиться именно в те моменты времени, когда не загружен другими делами, т. е. в наименее ценное время.

Ясно также, что все эти особенности дистанционного обучения дают эффект не только сами по себе, но и во взаимодействии, что и позволяет говорить о нем, как о качественно новой форме обучения.