Материалы

8. Международные стандарты в области информационных образовательных сред (иос)

 
Изображение пользователя Администратор Пользователь
8. Международные стандарты в области информационных образовательных сред (иос)
от Администратор Пользователь - Пятница, 23 Июнь 2017, 10:19
 

8 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД (ИОС)

8.1 Анализ проектов в области стандартизации

Международная организация по стандартизации (ISO) и Международная электротехническая комиссия (IEC) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого объединенного Технического комитета (JTC1 ISO/IEC), объединяющего в настоящее время 37 подкомитетов (SC). Решение о создании JTC 1 36-го Подкомитета «Информационные технологии в обучении, образовании и тренинге» было принято в 1999 г. на Пленарном заседании JTC 1 в Республике Корея (Сеул).

Международные стандарты, разрабатываемые ИСО/МЭК СТК 1/ПК 36, имеют системообразующее значение, он взаимодействует с международными и национальными ассоциациями и объединениями: CEN/ISSS WS-LT, CEN/ISSS CDFS, CEN/ISSS WS on Privacy, AUF, IMS, AICC, DCMI, IEEE LTSC, ADL.

В настоящее время ПК 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» разработал 12 международных стандартов в области электронного обучения.

С точки зрения обеспечение качества электронного обучения основополагающее значение имеет международный стандарт ИСО/МЭК 19796 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке. Управление качеством, гарантии и метрики» в пяти частях:
1. Общий подход.
2. Модель качества.
3. Методы и метрики.
4. Лучшие практики по реализации руководств.
5. руководство по применению ИСО/МЭК 19796-1.

Этот стандарт имеет важное методологическое значение и содержит базовые положения, описания методов и метрик. При этом в концептуальном плане данный стандарт опирается на базовые принципы международных стандартов в области менеджмента качества (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004) и истменой и программной инженерии (ИСО/МЭК 15288, ИСО/МЭК 12207).

При этом необходимо учитывать опыт разработки стандартов в этой сфере рядом европейских организаций, таких как Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (ENQA), Европейский фонд качества электронного обучения (EFQUEL).

EFQUEL hассматривает вопросы оценки качества, управления качеством и гарантий качества в обучении с применением e-learning.
Цель фонда - создание систем гарантирования качества и реализации высоких стандартов и эталонов в области электронного обучения.
Главное направление - повышение качества образования на основе продуцирования новых знаний, стимулирования роста знаний, формирования новых эталонов партнерских отношений в интегрированном обучении. При этом контент, технологии в обучении с помощью e-learning трансформируются в высокое качество обучения благодаря человеческому фактору в e-learning.

В России существует официальный провайдер EFQUEL по реализации программы UNIQUE на территории РФ – АККОРК - агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры, которое осуществляет независимую внешнюю оценку качества и гарантий качества образовательной деятельности вузов, а также оказывает консультационно-методическую помощь по вопросам ведения бизнеса в сфере образования.

Представителем ПК 36 в Российской Федерации является ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» - постоянно действующий орган, обеспечивающий разработку, согласование и подготовку к утверждению нормативных документов по стандартизации в области ИКТО на государственном и международном (региональном) уровнях.
Собственно, ТК 461 занимается именно тем, что на основе существующих документов разрабатывает российские стандарты в сфере электронного обучения, которые затем должны быть положены в основу национального стандарта, и уже в соответствии с ним будет оцениваться качество e-learning в России.

8.2 Основные направления стандартизации

Деятельность организаций, ведущих разработки по направлениям стандартизации образования, направлена на:

  • создание концептуальной модели стандартизации в системе открытого образования (IEEE); разработку архитектуры технологических систем в образовании AICC, IMS, ISO/IEC JTC1 SC36;
  • разработку внутренних стандартов и спецификаций для корпоративного обучения и переподготовки персонала компаний (AICC);
  • решение задач в области телематики и мультимедиа в образовании для Европейского Сообщества (ARIADNE, PROMETEUS); формирование учебного контента для учебных заведений, ориентированных на Интернет-обучение (проект SCORM) и так далее.

8.3 Требования к программному обеспечению

Разрабатываемое программное обеспечение должно обеспечивать:

  • применимость на различных платформах
  • обучение в режиме «on-line»
  • простоту использования в сочетании с мощными функциями
  • интерактивную помощь в обучении
  • оперативность переключения с одного изучаемого раздела на другой
  • поддержку индивидуальной и коллективной форм обучения
  • удобный просмотр иерархии изучаемых объектов
  • возможность выбора произвольной (помимо рекомендуемой) последовательности изучаемых разделов
  • ввод обучающимся необходимой информации в процессе занятий с последующим ее обновлением
  • мониторинг результативности выполнения индивидуальных заданий для обучающихся
  • распечатку файлов, графиков, больших диаграмм на стандартных страницах
  • гибкость представления диаграмм, графиков с выбором со стороны обучающегося их отдельных фрагментов, данных, формул
  • анимацию процессов функционирования изучаемых систем
  • наличие средств контроля ошибок обучающихся при выполнении индивидуальных заданий
  • поддержку стандартов графических интерфейсов
  • поддержку отображения GIF- и JPEG-изображений
  • работу с глоссарием
  • применение систем поиска разделов, заголовков, рисунков, формул, ссылок
  • поддержку возможности создания и использования закладок
  • вариацию шрифтов
  • масштабирование формул
  • нумерацию разделов, формул, графиков, рисунков
  • ссылки на разделы, формулы, источники и работу с ними
  • протоколирование действий обучаемых
  • аудио, видео сопровождение
  • контроль целостности программного обеспечения компьютерного учебника
  • наличие полей для заметок, организация в указанных местах свободных зон для комментариев.

8.4 Применение стандартов при разработке систем ДО

Применением технологических стандартов, прежде всего, достигаются:

  • повышение эффективности создания и применения как учебно-методического обеспечения, так и учебных процессов;
  • устойчивость и стабильность, как учебных материалов, так и процессов, поскольку они не подвергаются переделкам для взаимной стыковки благодаря заложенным в стандарты системным и межсистемным соглашениям;
  • доступность - учебные материалы и технологические процессы легко доступны, так как они хранятся в известных форматах и доставляются стандартными механизмами;
  • переносимость - учебные материалы легко переносимы (мобильны), поскольку построены по модульному (объектному) принципу, соответственно ориентированы на процессы декомпозиции и композиции;
  • масштабируемость (расширяемость) - достигается принципами иерархии и модульности, заложенными в систему стандартов;
  • множественность применения - объектный принцип, стандартизация представления учебной информации, открытость стандартов и размещение информации на серверах интернет позволяют многократное использование информационных ресурсов;
  • актуализация - достигнутые применением стандартов стабильность и множественность применения, в свою очередь, позволяют добиться актуальности учебных материалов, поскольку их коррекция производится централизованно;
  • интероперабельность - создатели новых технологических систем ориентируются в форматах учебных материалов и процессов по общим принципам стандартизации, базирующихся на полиморфизме сообщений и динамическом связывании, и это позволяет применять их в различных, в том числе новых, функциональных системах.
  • разделяемость - один и тот же ресурс может быть одновременно использован (разделен) в нескольких приложениях, поскольку не требуется его модификация в зависимости от приложения;
  • технологичность - создание новых учебных материалов и процессов происходит с максимальным использованием уже имеющихся и с применением известных по интерфейсам, параметрам и функциям инструментов.

Несомненно, самым главным в данной области является тот потенциал учебных материалов, который будет накоплен в итоге стандартизованной разработки. А здесь уже возникает вопрос наличия готового комплекса инструментов кроме фундаментальных теорий, который уже не подвергаются сомнениям.

 

8.5 Совместимость, адаптивность, многократное использование

Современные образовательные среды характеризуются высоким уровнем адаптивности и интерактивности с обучаемым. Это реализуется посредством пересмотра концепции построения учебных материалом и процессов. Основой новой концепции становится объектный принцип построения учебных материалов. В соответствии с концепцией, учебный материал разбивается на части - объекты. В результате, происходит переход от больших негибких курсов к многократно используемым отдельным объектам обучения (RLO - Reusable Learning Object) доступных для поиска и включения. Разработка объектов может вестись различными авторами, в различных средах и впоследствии они могут быть доступными для использования из репозитария объектов.

Каждый элементарный объект обучения может включать в себя учебный текстовый или мультимедийный материал; глоссарий, понятия которого расшифровываются в данном тексте; элементы обсуждения (чат, форум, доска для рисования); элементы практических занятий; набор контрольных вопросов и тестов; метаданные объекта; инструкции для обработки информационного содержания объекта. Данное определение несколько шире определения даваемого LTSC (Learning Technology Standards Committee, IEEE) и большей частью аналогично определению CAREO. Основное отличие состоит в том, что такое определение расширяет понятие объекта от просто "учебная структура" (учебный план) до "учебная структура и средства администрирования, управления и разработки" - то есть так же включаются технологические инструменты.

Множество элементарных объектов (в литературе также называемых информационными) объединённых в один в определённой последовательности (линейной или иерархической) образуют учебный курс. Получившаяся в результате подобного объединения структура называется агрегированным объектом обучения (Aggregated RLO). В свою очередь агрегированные объекты-курсы могут естественным образом объединяться в учебные программы.

Важнейшей характеристикой образовательных ресурсов является необходимость их многократного использования. Поэтому они должны обладать следующими свойствами: 
- доступностью (возможности поиска и получения объекта достигаются за счет снабжения его подробной метаинформацией);
- модульностью (законченностью каждой учебной единицы);
- возможностью взаимодействия согласно SCORM (взаимодействие в различных аппаратных средах, операционных системах и Web-браузерах).
Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.
-  возможностью повторного использования объекта в других дидактических единицах или учебных материалах.