Материалы

3. Основы создания интернет-ориентированных курсов

 
Изображение пользователя Администратор Пользователь
3. Основы создания интернет-ориентированных курсов
от Администратор Пользователь - Пятница, 23 Июнь 2017, 10:22
 

3 ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КУРСОВ

3.1 Понятие о программно-комплексе

Программно-методические комплексы (ПМК) представляют собой объединение учебно-методических, программно-технических и организационных средств, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг (организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и других), которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины и для данной формы обучения (очной, очно-дистанционной, дистанционной).

Разработка структуры программно – методического комплекса - это очень важный этап, так как от правильной разработки структуры комплекса зависит его дальнейшее развитие, модификация, адаптация.

Модульная структура программно – методического комплекса обеспечивает его адаптацию и удобство модернизации, что обеспечивает эффективность использования комплекса разными пользователями при решении поставленных задач.

Все функции разрабатываемого программного комплекса можно разбить на три части:
- внешняя оболочка (GUI);
- системная часть осуществляет операции ввода-вывода, вызов внешних модулей;
- функциональная часть выполняет основные функции, которые осуществляют решение поставленной задачи.

Внешняя оболочка в требованиях к современному программному продукту представляет собой удобный графический интерфейс. При правильной разработке программы, он должен как можно меньше зависеть от остальной части программы.

Современные средства разработки приложений также позволяют отделять графический интерфейс от логики самого приложения. При разработке программного комплекса предпринимались попытки, где это возможно, отделить графический интерфейс от остальных частей программного комплекса.

Системная часть представлена несколькими модулями, а именно:

  • модуль создания курса;
  • модуль обучения;
  • модуль контроля;
  • системный модуль, содержащий используемые функции ввода-вывода.
  • модуль статистики.

Модуль создания курсов представляет собой удобный графический интерфейс для формирования преподавателем обучающего курса. Обучающий модуль выводит в удобном виде обучающий курс. Модуль контроля обеспечивает контроль знаний, полученных при помощи обучающей системы. Модуль статистики позволяет собирать статистику обучения по каждому студенту.

Использование ПМК позволяет перенести образовательный процесс из аудиторий вуза домой студентам, которые могут выполнять обязательные задания не только по расписанию, но и в удобное для них время, например по вечерам и выходные дни, что немаловажно для современной молодежи, сочетающей обучение с работой.

3.2 Учебные материалы и ресурсы

Обучающийся по программе с использованием дистанционных образовательных технологий должен обладать комплектом учебно-методических материалов, включающим программы курсов, учебники и учебные пособия в печатном и/или электронном виде (учебник, задачник, руководство по выполнению лабораторных работ, и т.д), а также методические пособия для организации самостоятельной работы по каждому виду занятий. Исходя из известных особенностей заочной формы обучения, можно предложить набор принципов разработки учебно-методических материалов для заочно-дистанционного обучения:

  • Программа курса должна содержать формулировку целей изучения курса, формировать мотивации успешного изучения дисциплины посредством разъяснения ее места и значения в системе обучения по выбранному направлению (специальности). Перечень тем и разделов дисциплины целесообразно сопроводить указанием требуемых уровней их усвоения.
  • Учебные пособия должны удовлетворять требованиям корректного и однозначного использования терминов и условных обозначений. Необходимо соблюдать стандартизованные обозначения для величин, которые были введены в дисциплинах, предшествующих данной или будут использованы в последующих курсах.
  • Учебные материалы в электронной форме должны, по возможности, создаваться в той программной среде, которую обучающийся изучил в соответствующих разделах курса информатики, предшествующих данной дисциплине. При использовании авторских программных продуктов их освоение не должно создавать существенную дополнительную нагрузку для обучающегося и отвлекать его от содержания дисциплины.
  • Учебные материалы в электронной форме с использованием гиперсреды должны удовлетворять требованию простоты ориентации обучающихся при перемещении по ссылкам. В предисловии к учебным материалам необходимо пояснить условные обозначения, применяемые для ссылок, и дать советы по рациональным приемам навигации с использованием гиперссылок. Ссылки должны предусматривать возможность быстрого и целенаправленного перемещения по учебному материалу.
  • При использовании в учебных материалах гиперссылок на ресурсы сети Интернет необходимо избегать ссылок на Web-страницы, которые требуют сравнительно большого времени загрузки.

Методические пособия должны быть построены таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов описанных видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций.

Одна из наиболее распространенных ошибок при создании курсов ДО заключается в выполнении их в виде электронной копии стандартных печатных учебников. Информационные технологии предоставляют в распоряжение преподавателя мощный набор инструментов, которые должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса при дистанционном обучении. 

С учетом отечественного опыта разработки курсов ДО представляется, что в наиболее полном варианте учебный курс ДО должен включать:

  • методические рекомендации по изучению курса
  • теоретический материал
  • практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок
  • виртуальный лабораторный практикум 
  • справочный материал, глоссарий
  • систему тестирования и контроля знаний.

Реализация каждой из составляющих учебного курса может варьироваться в зависимости от предметной области и специальности, к которым относится данный курс. Например, для технических специальностей практикум может быть представлен в виде задачника, а для экономических специальностей - в виде интерактивных деловых игр и т.п.

3.3 Электронное пособие

Электронное учебное пособие (ЭУП) – электронный учебный курс, частично или полностью заменяющий или дополняющий учебник и официально утвержденный в качестве данного вида издания.

Такой электронный учебный курс является программно-методическим комплексом, обеспечивающим возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Основное назначение компьютерного учебного курса - формирование и закрепление новых знаний, умений и навыков в определенной предметной области и в определенном объеме в индивидуальном режиме, либо при ограниченной по объему методической помощи преподавателя (в частности, сетевых консультациях).

ЭУП не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу студента с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений и т.п. Этот “электронный лектор” призван не только сохранить все достоинства книги или учебного пособия, но и в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером.

К таким возможностям относятся:

  • представление физических, химических и т.п. процессов в динамике
  • наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения (процессы в микромире, космические процессы, процессы, обладающие очень малыми или очень большими характерными временами и т.п.)
  • компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования, материалов, реагентов, а также опасных для жизни и здоровья человека, и их наглядное представление· аудиокомментарий автора учебника· включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, анимации
  • организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст)
  • быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде
  • оперативный самоконтроль знаний студента при выполнении им упражнений и тестов.

Процесс создания ЭУП требует одновременно знаний как в предметной области, для которой создается учебник, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов – “лектора-предметника” и “специалиста-программиста”. Можно рекомендовать следующие основные этапы этой работы:

  • подготовка чернового варианта текста учебника (крайне полезно иметь пособие по курсу лекций, хотя, быть может, оно будет радикально переделано в дальнейшем)
  • разработка “сценария” взаимодействия отдельных частей ЭУП (на основе рациональной структуры учебника и тщательно продуманной последовательности изложения материала организация возможных перекрестных ссылок и т.п.), а также начальная подготовка сценария аудио- и видеосюжетов, разнообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически, или появляющихся динамически в процессе чтения ЭУП
  • реализация составных частей ЭУП на компьютере.

Содержание и структура ЭУП
Основное содержание ЭУП должно включать:

  • опорный конспект
  • конспект лекций
  • детализированный курс
  • углубления отдельных разделов курса.   

На начальном этапе работа ведется с первыми двумя конспектами. Заменой третьего может служить выбранный учебник ("твердая копия" и различные ссылки на нее). Четвертый служит для углубленного (“профессионального”) изучения ряда разделов. И само пособие, и его разделы обязательно перед изложением основного материала содержат вводную часть. В ЭУП, кроме того, присутствуют список литературы и глоссарий, на которые обеспечиваются соответствующие ссылки из основного текста.

Вводная часть. Особенно в этой части материал должен быть тщательно структурирован (отражен состав раздела и всего курса, а также связи между ними). Она содержит:

  • краткую программу курса, согласованную с государственными стандартами, перечень и иллюстрацию основных задач курса, значимость и актуальность их решения
  • перечень базовых дисциплин, знание которых необходимо для усвоения курса
  • перечень дисциплин, изучение которых основано на знании изучаемого курса
  • структуру курса (раздела), функциональные и логические связи
  • общие рекомендации по порядку изучения курса (в том числе, какие разделы можно изучать независимо)
  • указания, где следует искать развитие и углубление задач курса, выходящих за рамки учебной программы, и изучение каких разделов курса необходимо для отдельных групп специальностей, ссылки на литературу с комментариями.

Основной материал. В каждый раздел (тему) помимо вводной части полезно включить:

  • постановку задачи (существо проблемы)
  • иллюстрации основных задач и значимость их решения
  • геометрические, физические иллюстрации, мультипликации, клипы по различным положениям курса, раздела
  • аудио фрагменты
  • перечень разделов, использующихся в решении, и разделов, которые используют данное решение
  • методы, способы, приемы с демонстрацией их практического использования
  • "физическая" интерпретация результатов (без формул), условия, когда установленный факт имеет место и его значимость в курсе
  • там, где это возможно и имеет смысл, другие методы решения данной задачи
  • наиболее часто встречающиеся технические приложения, использующие данные результаты
  • ссылки на необходимые знания предшествующего материала

Каждая тема должна сопровождаться примерами и задачами:

  • иллюстрирующими изложение (с подробными решениями)
  • для самостоятельного решения (с указаниями и ответами)
  • для контрольного решения (с последующим указанием необходимости повторного изучения пройденных разделов курса или решением об аттестации)
  • контрольными вопросами на связь пройденных разделов курса.       

Всячески поощряется и рекомендуется, где это возможно, "проблемно ориентированное" (“case study”) изложение материала, когда студент знакомится с проблемой, фактом или явлением не по традиционной схеме (теоретический материал - методы решений - иллюстрирующая задача), а в результате постановки и решения конкретной задачи (примера).

По характеру работы обучающегося с ЭУП каждый раздел последнего может содержать следующие части:

  • теоретическая часть, в основе которой гипертекст с внедренными в него рисунками, таблицами, аудио- и видеосюжетами и т.п. Дополнением к гипертексту являются наглядные компьютерные модели, иллюстрирующие в динамике изучаемые объекты или процессы, с возможностью варьирования тех или иных параметров с целью изучения их влияния на объект или процесс
  • практическая часть, где представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. В качестве аналога традиционных лабораторных работ предлагаются наглядные компьютерные модели (лабораторный практикум может быть выделен в самостоятельный программный продукт)
  • контрольная часть  - набор тестов, включающий как вопросы по теоретической части, так и решение задач и упражнений (возможно введение подсказок при неправильном ответе с предложением снова попытаться решить задачу); 
  • справочная часть, которая может включать в себя: предметный указатель (система поиска); таблицы основных констант, размерностей, физико-химических свойств и т.п.; сводки основных формул; другую необходимую информацию в графической, табличной или любой другой форме;
  • система помощи, содержащая описание правил работы с компьютерным учебником и методические рекомендации.                                                 

3.4 Медиатека

Медиатека – это организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях.
К составляющим медиатеки относятся: во-первых, фонд электронных документов, во-вторых, средства демонстрации и трансляции электронных документов, в-третьих, материально-техническая база (МТБ).

Очевидно, что фонд медиатеки зависит напрямую от уровня материально-технической базы и от компетентности сотрудников, которые являются посредниками между фондом и читателем/пользователем. Технологичное, комфортное и современное функционирование медиатеки зависит от фондов, сотрудников, МТБ и направлено на обслуживание пользователя/читателя.

Учащийся, самостоятельно работая в медиатеке, приобретает здесь возможность читать не только книги, периодику, но и объемную информацию с дисков CD-ROM; прослушивать и просматривать фоно-, магнито- и видеозаписи, используя все это для подбора информации к написанию докладов, обзоров; для подготовки к семинарам и др. Учащийся здесь более самостоятелен в выборе средств, приемов, организации деятельности.

3.5 Формирование коммуникационной среды

Одним из основных компонентов информационно-образовательной среды является коммуникационный, то есть отвечающий за организацию общения участников дистанционного курса.

Целями стимулирования общения в дистанционном обучении являются:

  • улучшение психологического комфорта студента при обучении на дистанционном курсе;
  • улучшение мотивации познавательной деятельности
  • присвоение способов деятельности, принятых в группе
  • развитие критического мышления и инициативности
  • улучшение саморегуляции деятельности за счет регулярного применения самоконтроля и взаимоконтроля
  • повышение эффективности обучения.

Рассмотрим, какие механизмы общения задействуются в дистанционном курсе.
Зарубежные исследователи (Дж. Диз, Р. Д. Шан и др.) выделяют 3 механизма общения:

  • перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга);
  • интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия);
  • коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).

Все они взаимосвязаны и разделить их можно лишь условно.
Для тренировки перцептивного механизма общения нужно:

  • быть внимательным к партнеру по общению;
  • развивать коммуникативную память, наблюдательность в процессе общения (улавливать малейшие изменения в поведении партнера по движению глаз, мимике, микромимике, экспрессии);
  • предвосхищать реакцию собеседника;
  • уметь анализировать внешнее поведение людей;
  • учиться осознавать психологические сигналы по внешнему рисунку поведения человека;
  • в процессе общения постоянно думать о партнере;
  • изменять собственную систему общения в связи с изменениями в выразительном поведении партнера.

К интерактивному механизму общения относятся следующие механизмы поведения участников:

  • содействие (действия, эффективно способствующие достижению результатов);
  • противодействие (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия);
  • бездействие (уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности).

Для развития интерактивного механизма общения целесообразны формы деятельности, направленные на определение места каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрение поиска проблемного решения, на нахождение новых путей для сотрудничества, на умение доверять и доверяться. Все эти умения в совокупности развивают в человеке способность ориентироваться в новой обстановке, не боясь показаться смешным.
Для коммуникативного механизма общения характерны следующие операции:

  • точное ориентирование высказывания на собеседника;
  • отражение в сообщаемом вашего личного отношения;
  • отбор формы передачи информации;
  • выбор речевых средств и ситуации информирования;
  • предвидение реакции партнера;
  • способность конкретизировать информацию по ходу высказывания, приспособить ее к партнеру;
  • учет индивидуальных особенностей собеседника и др.

Рассмотрим специфику видов взаимодействия в дистанционном обучении:
1) преподаватель -> группа
Основной целью этого общения является постановка целей и анализ результатов деятельности студентов.
2) преподаватель -> студент
В данном случае координатор руководит действиями отдельного студента, дает советы, рекомендации, анализирует результаты деятельности.
3) студент -> преподаватель

Основной формой подобного общения является запрос учащегося, сообщающего преподавателю, в каком именно знании он сейчас нуждается. В данном случае происходит осознание учащимся своего незнания, вычленение его как отдельной категории. Формулируя, в чем он испытывает трудность, студент учится предвидеть возможные трудности других в усвоении данного материала. Студент учится самостоятельно ставить проблему. Кроме того, при общении по данной схеме студент может представлять результаты своего труда.
4) студент 1 -> студент 2
Подобные взаимодействия вначале возникают стихийно. Как правило, первыми вступают в контакт наиболее активные участники дистанционного курса.
5) группа -> группа
Сотрудничество с референтными партнерами является необходимым условием инициативности учащегося в действиях, имеющих рефлексивную природу. В учебной деятельности сотрудничество с сокурсниками является существенным моментом присвоения понятий, ибо поляризация и координация точек зрения в группе являются способом определения границ каждого понятия, границ знания и незнания учащихся. Поэтому у учащихся, участвовавших в групповой работе, рефлексивные способности формируются значительно более эффективно, чем у учащихся, осваивавших понятия самостоятельно или только в ходе общего обсуждения. Студенты отстаивают собственную точку зрения и изучают возможные варианты интерпретации информации. Студент учится ставить проблему, планировать пути ее возможного решения и непосредственно осуществлять решение.

На начальных стадиях дистанционного курса используются три первых варианта, когда координатор общается с группой и каждым студентом в отдельности. Однако для наибольшей эффективности курса необходимо, чтобы студенты начали общаться между собой, чтобы началось развитие группы, которое психологи называют динамикой группы. Под групповой динамикой психологи понимают "совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в малой группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие".

Важнейшими из таких процессов являются:

  • процесс образования малой группы (т.е. те психологические механизмы, которые делают группу группой);
  • развитие группы, т.е. прохождение определенных стадий;
  • процессы групповой сплоченности;
  • распределение ролевых позиций и выделение лидеров;
  • нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей;
  • групповое принятие решений;
  • разрешение внутригрупповых противоречий.

Для запуска вышеназванных процессов формирования группы можно использовать следующие средства:
Для механизма перцепции на этапе формирования группы каждый студент создает свою личную страничку, которая поможет остальным членам группы и координаторам составить впечатление о человеке. В этой своеобразной визитной карточке используются четыре элемента: фотография (она не должна быть официальной), описание профессиональных интересов, хобби и электронный адрес. После представления всех участников группы (в том числе координаторов, которым обязательно нужно иметь такие визитные карточки), начинается непосредственно взаимодействие.

Данные страницы дают возможность найти общие интересы различных студентов, которые и послужат исходной точкой для запуска интерактивного механизма. Для организации подобного взаимодействия можно давать студентам задания, направленные одновременно на овладение техническими возможностями используемых средств обучения и на контакт со студентами. Например, задание отправить 2-3 электронные открытки с поздравлениями или пожеланиями своим одногруппникам стимулирует освоение еще одного сервиса Интернет и дает повод найти единомышленников, а для этого нужно будет вступить в контакт с незнакомыми людьми. После такого первого шага будет значительно легче организовывать совместную работу.
Для запуска механизма коммуникации необходимо использование групповых форм работы.
Рассмотрим возможности, которые предоставляют телекоммуникационные сети для общения.

В распоряжении ведущих и учащихся дистанционного курса находятся:

  • электронная почта
  • списки рассылки
  • форум
  • чат
  • доска объявлений
  • видеоконференция

Сопоставим варианты общения в дистанционном обучении, возможности телекоммуникационных сетей и этапы обучения на дистанционном курсе. Обучение на дистанционном курсе можно разбить на 3 этапа:

  • вводный - установление контактов, установка на активную работу в группе
  • основной - непосредственно работа по курсу, промежуточный контроль
  • итоговый - подведение итогов, итоговый контроль
  • Данные сопоставления приведены в таблице 1.

Таблица 1
Целесообразность использования возможностей телекоммуникационных сетей на разных этапах дистанционного курса

Варианты общения

Возможности телекоммуникационных сетей

Целесообразность использования

преподаватель -> группа

список рассылки, доска объявлений, чат

1, 2, 3

видеоконференция

1, 3

преподаватель -> студент

электронная почта, в т.ч. встроенная в оболочку, чат (в режиме консультации)

1, 2, 3

студент -> преподаватель

электронная почта

1, 2, 3

студент 1 -> студент 2

электронная почта, чат

2, 3

группа -> группа

доска объявлений, список рассылки, чат, форум, видеоконференция

2, 3

Проведем еще одно сопоставление механизмов общения и возможностей телекоммуникационных сетей.
Реализация механизмов общения с помощью телекоммуникационных сетей

Механизмы общения

Возможности телекоммуникационных сетей

Интерактивный

Электронная почта, чат, видеоконференция, форум, доска объявлений

Перцептивный

Визитные карточки, чаты, видеоконференция

Коммуникативный

Электронная почта, форум, обмен файлами, доска объявлений

Итак, для формирования коммуникационной среды в дистанционном курсе следует использовать те возможности телекоммуникационных сетей, которые могут реализовать все три механизма общения: перцептивный, интерактивный и коммуникативный.

3.6 Система тестирования в условиях Интернет

В ходе изучения учебного материала необходима оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей. При этом цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые преподаватель, тьютор или какой-либо другой эксперт (в том числе и компьютерная программа) могут надежно опознать.

Процесс оценки знаний включает в себя следующие компоненты:

  • определение целей обучения
  • выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей
  • отметку или иной способ выражения результатов проверки.

Задания по выполнению деятельности определенного уровня принято называть тестами. Тестовый контроль отличается от других методов контроля (устные и письменные экзамены, зачеты, контрольные работы и т.п.) тем, что он представляет собой специально подготовленный контрольный набор заданий, позволяющий надежно и адекватно количественно оценить знания обучающихся посредством статистических методов.

Основными достоинствами применения тестового контроля являются: 

  • объективность результатов проверки, так как наличие заранее определенного эталона ответа (ответов) каждый раз приводит к одному и тому же результату
  • повышение эффективности контролирующей деятельности со стороны преподавателя за счет увеличения её частоты и регулярности
  • возможность автоматизации проверки знаний учащихся, в том числе с использованием компьютеров
  • возможность использования в системах дистанционного образования.

Тест – инструмент, состоящий из системы тестовых заданий с описанными системами обработки и оценки результата, стандартной процедуры проведения и процедуры для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения. При использовании объектно-ориентированного подхода любой объект изучения может быть описан определенной совокупностью знаний о нем. Эти знания отражают непосредственные факты, связи между объектами, законы, теории или включают методологические или оценочные знания (свойства, методы, события и состояния объектов). В зависимости от целей обучения и начального уровня подготовки одни и те же знания могут изучаться с различной полнотой, глубиной, обобщенностью, осознанностью и т. д. Эти качества знаний могут служить целями обучения. Преподаватель, анализируя задачи занятия, специфику своей дисциплины, конкретную тему, ставит определенную цель, формирует те или иные качества знаний. В одних случаях обучающемуся необходимо получить полные и глубокие знания о предмете, явлении, в другом - планируется лишь знакомство его с определёнными фактами. Часто студенту требуется освоить лишь небольшой объем информации, но уметь применять свои знания на практике. Руководством к выбору целей обучения является раскрытие содержания качеств знания.

Для того чтобы тесты могли выявлять достижение учащимися одного из уровней усвоения в процессе обучения, сами тесты должны быть разработаны с учетом названных исходных положений и отвечать определенным требованиям:

  • соответствие теста содержанию и объему полученной обучающимся информации
  • соответствие теста контролируемому уровню усвоения
  • определенность теста
  • простота теста
  • однозначность теста
  • надежность теста.

Последовательность подготовки заданий для тестового контроля включает в себя следующие этапы:
1. Составление графа и спецификации учебных элементов по выбранной дисциплине или теме
2. Определение объектов контроля и выделение учебных элементов, по которым будут составлены тесты. 
3. Составление тестов в первом (рабочем) варианте. 
4. Экспертно-редакционная проверка и корректировка тестов. 
5. Экспериментальная проверка. 
6. Анализ результатов экспериментальной проверки и корректировка заданий и эталонов.

При использовании тестирования необходима корректировка традиционных форм и методов организации учебного процесса. Возможность повышения оперативности и регулярности контроля предполагает разбиение материала изучаемой дисциплины на ряд учебных модулей, имеющих самостоятельное значение в рамках всего курса и имеющих свои цели обучения. Объем модуля может соответствовать 4-6 лекциям и 2-3 практическим занятиям. При реализации изложенных выше подходов к организации учебного процесса целесообразно ориентироваться на компьютерные технологии обработки информации.

Применение ЭВМ при проведении тестового контроля не только облегчает работу преподавателя по проверке тестов, но и повышает мотивацию учебной деятельности учащихся, одновременно снижая их эмоциональную напряженность в процессе контроля.

Системы тестирования в условиях Интернет позволяют:
1) Вести базу данных, в которой хранятся результаты работы и оценки тестируемых.
2) Использовать сетевые ресурсы в рамках интернет или локальной вычислительной сети.
3) Создавать и редактировать тестовые задания.
4) Оценивать тестируемых по определенной шкале для каждого выполненного тестового задания.
5) Настраивать эталоны оценивания для каждого тестового задания.
6) Задавать широкий спектр типов вопросов.
7) Разграничивать доступ к разделам системы для тестируемых и преподавателей.