Материалы

2. Инструментальные средства создания курсов ДО

 
Изображение пользователя Администратор Пользователь
2. Инструментальные средства создания курсов ДО
от Администратор Пользователь - Пятница, 23 Июнь 2017, 10:22
 

2 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КУРСОВ ДО

2.1 Интернет-технологии

Интернет - ориентированные технологии обучения возникли относительно недавно и именно благодаря этой новизне они ориентируются на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру - на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом.

В последние годы все больше говорят об использовании таких технологий в качестве технологической основы дистанционного обучения, что связано с возросшими возможностями технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет. В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий:

  • Возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической).
  • Возможность оперативного изменения информации через сеть Интернет со своего рабочего места.
  • Хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.
  • Возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи.
  • Возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web сайтам Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией.
  • Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций.
  • Возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет.
  • Возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции.
  • Возможность перенести полученные материалы на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.

Интернет устранил или заметно снизил временные, пространственные и финансовые барьеры в распространении информации, создал собственные интегрированные информационные структуры. Естественно, это имеет огромное значение для образовательной системы, ведь информация - "среда обитания" всех образовательных программ.

2.2 Инструментальные средства и оболочки

Использование специальных инструментальных средств и оболочек для разработки курсов дистанционного обучения имеет следующие преимущества:

  • существенно снижается время на разработку курсов;
  • снижаются общие затраты организации на разработку и использование курсов ДО;
  • обеспечивается современный уровень функциональных и коммуникационных возможностей и пользовательского графического интерфейса курсов;
  • исключаются многие ошибки начинающих разработчиков курсов ДО.

Начиная с 1995 года, на рынке программных продуктов в сфере образования стали появляться специализированные средства для разработки курсов ДО. По мере развития рынка программного обеспечения для дистанционного обучения, эти средства становились все более удобными в эксплуатации, расширяли диапазон предоставляемых пользователям функциональных возможностей.

Применение специализированных средств разработки курсов ДО позволяет существенно расширить аудиторию потенциальных разработчиков курсов, и даже преподаватели, не обладающие глубокими знаниями в области информационных технологий, способны разрабатывать курсы ДО с помощью таких программных средств.

Ниже приведена таблица некоторых из наиболее популярных специализированных средств разработки курсов ДО.

Moodle
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — свободная система управления обучением (LMS), распространяющаяся по лицензии GNU GPL. Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.
Moodle написана на PHP с использованием SQL-базы данных (MySQL, PostgreSQL, Microsoft SQL Server и др. БД — используется ADO DB XML). Moodle может работать с объектами SCO и отвечает стандарту SCORM.

Благодаря развитой модульной архитектуре, возможности Moodle могут легко расширяться сторонними разработчиками. Помимо языковой поддержки и шаблонов оформления, Moodle позволяет подключать так же следующие типы модулей:

  • Элементы курса
  • Отчеты администратора
  • Типы заданий
  • Плагины аутентификации
  • Блоки
  • Форматы курсов
  • Отчеты по курсам
  • Поля базы данных (для элемента курса "База данных")
  • Плагины подписки на курсы
  • Фильтры
  • Отчеты по оценкам
  • Форматы экспорта оценок
  • Форматы импорта оценок
  • Портфолио
  • Типы вопросов в тестах
  • Форматы импорта/экспорта тестов
  • Отчеты по тестам
  • Хранилища файлов
  • Типы ресурсов
  • Плагины поиска

Docent
Компания Docent предлагает решение Docent Enterprise, позволяющее организовать обучение на предприятии. Решение состоит из следующих приложений: Docent Learning Management Server (LMS), Docent Outliner, Docent Content Delivery Server (CDS) и Docent Mobile.

Решение представляет собой портал и позволяет проводить живые занятия (по расписанию), занятия по требованию, сертификацию, планирование обучения студентов. Имеются система взимания платы за курсы (биллинг, т.е. предоставление возможности организации платного обучения вне предприятия), функции администрирования портала, материалов курсов и учебного процесса, а также управления персоналом предприятия, включая направление на курсы и т.п.
Приложение Docent Outliner предназначено для публикации материалов курса.

BlackBoard
Компания предлагает решение Blackboard 5, а также ASP-услуги для предприятий и учебных заведений.
Решение Blackboard 5 состоит из трех главных приложений:

  • Blackboard Learning System - система управления курсами предприятия;
  • Blackboard Community Portal System - объединяющий портал, предоставляющий доступ к ресурсам, администрированию курсов, средствам общения, расписанию и т.д. для соответствующих категорий пользователей;
  • Blackboard Transaction System - интернет-система, обеспечивающая идентификацию студентов, предоставление доступа и управление платежами за обучение и др.

Система дистанционного обучения ПРОМЕТЕЙ
Система "Прометей" состоит из следующих модулей.

  • Типовой Web-узел - набор HTML-страниц, предоставляющих информацию об учебном центре, списке курсов и дисциплин, списке тьюторов в Интернете или ЛВС (Интранете) организации.
  • АРМ "Администратор". Модуль обеспечивает выполнение администратором своих служебных обязанностей. К обязанностям относятся: управление системой, разграничение прав доступа к ее компонентам, регистрация новых тьюторов и организаторов.
  • АРМ "Организатор". Модуль обеспечивает выполнение организатором своих служебных обязанностей. К обязанностям относятся: формирование групп учащихся, регистрация слушателей, контроль за оплатой обучения и рассылкой учебных материалов.
  • АРМ "Тьютор". Модуль обеспечивает выполнение тьютором своих служебных обязанностей. К обязанностям относятся: консультирование слушателей, контроль за их успеваемостью, тестирование, простановка оценок в зачетную книжку, формирование отчетов руководству.
  • АРМ "Слушатель". Модуль обеспечивает слушателя всеми необходимыми средствами для успешного изучения курса. Слушатель может общаться с тьютором и однокурсниками, изучать электронные версии курсов, выполнять лабораторные работы, сдавать тесты, работать над ошибками.
  • Модуль "Трекинг". Модуль фиксирует в базе данных все обращения к информационным материалам, расположенным на Web-сервере учебного центра, предоставляя отчетность о том кто, когда и что читал или просматривал.
  • Модуль "Курс". Модуль обеспечивает доступ к курсам со стороны слушателей, тьюторов, организаторов и администратора. Для каждого пользователя список курсов формируется динамически на основании его членства в группах.
  • Модуль "Регистрация". Модуль регистрирует в системе новых слушателей и вносит информацию о них в базу данных.
  • Модуль "Тест". Модуль формирует для каждого слушателя уникальное тестовое задание. Сохраняет ответы на вопросы в базе данных, анализирует их и подсчитывает набранный балл. Генерирует подробный отчет о попытке сдачи теста и сохраняет его на сервере для последующего анализа.
  • Модуль "Дизайнер тестов". Модуль позволяет в интерактивном режиме создавать новые тесты, расширять и изменять существующие или импортировать тест из текстового файла.
  • Модуль "Учет". Модуль обеспечивает контроль за поступлением платежей и рассылкой учебных материалов.
  • Модуль "Отчеты". Модуль формирует разнообразные отчеты о деятельности учебного заведения.
  • Модуль "Дизайнер курсов". Модуль позволяет в автономном режиме создавать электронные учебные курсы с их последующим размещением на сервере учебного центра. Представляет собой отдельную программу, устанавливаемую на локальный компьютер. Подключение этого компьютера к Сети не обязательно.

LearningSpace 5.0
Программная обучающая среда Learning Space 5.0 (Lotus/IBM) дает возможность учиться и преподавать в асинхронном режиме (обращаясь к материалам курсов в удобное время) и участвовать в on-line занятиях в режиме реального времени. Пользователь может создавать содержание курса в любых приложениях и затем размещать созданный материал в Learning Space 5.0. Программа имеет гибкую систему редактирования и администрирования курса, позволяет выбирать различные режимы преподавания и следить за текущими результатами работы учащихся.

Курсы организованы в виде последовательности занятий, которые могут быть самостоятельными, интерактивными или коллективными. Самостоятельные занятия обычно содержат материал для прочтения и тесты, которые необходимо выполнить после изучения материала. Интерактивные занятия включают в себя посещение лекций в виртуальном классе, участие в онлайновой дискуссии или chat, работу с виртуальной доской (Whiteboard) и системой совместного просмотра Web-сайтов (Follow me). Коллективные занятия включают в себя занятия в офлайновой и онлайновой дискуссиях, chat. Все записи, оставленные в дискуссии курса, доступны в течение всего времени изучения курса. Интерактивные занятия планируются на определенную дату и время, и проводятся преподавателем в виртуальном классе в режиме реального времени. Текущие результаты учащихся (степень прохождения курса, оценки за него, затраченное время, количество обращений и т.д.) сохраняются в базе данных. Эта информация доступна преподавателю в любое время в виде отчTтов различной формы.
Система Learning Space 5.0 состоит из двух основных компонентов: "Базового модуля" (Core) и модуля "Совместная работа" (Collaboration).

WebCT
Интегральная среда разработки и использования сетевых курсов WebCT является одним из самых мощных и популярных в мире средств разработки и применения сетевых курсов. Технология сетевого обучения WebCT поддерживает стандарты IMS (www.imsglobal.org).

Содержание курса и относящиеся к нему инструменты

Центральным инструментом данной группы является Модуль содержания,который представляет гипертекстовый учебник в формате HTML. Непосредственное отношение к Модулю содержания имеют Глоссарий, Поиск по материалам курса, Предметный указатель. Кроме этого присутствуют:

  • Календарь - отображение планируемых событий курса в соответствии с числами месяца, также используется как записная книжка.
  • Программа курса - StudyGuide курса со ссылками на локальные и глобальные ресурсы курса.
  • База Данных рисунков - корпоративный ресурс учебного заведения для оформления курсов, накапливаемый в процессе проектирования различных курсов различными дизайнерами.
  • CD-ROM - инструмент для доставки к студенту полноценного мультимедийного курса с экономией трафика. Т.е. крупные картинки, тяжелое видео записываются на CD-ROM диск, а в учебнике на сервере делаются ссылки на локальный CD-ROM студента. В итоге мы имеем динамический курс, с обновляемыми цифрами и данными, но в тоже время, с мощной графикой и видео.
  • Инструмент для компиляции нужных частей курса перед печатью или сохранением.

Инструменты связи
Форумы являются инструментами для проведения семинарских занятий в сети. Электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов, в распределенном времени в соответствии с графиком.

Внутренняя электронная почта. Через электронную почту проводятся консультации во время изучения студентом лекционного материала. По каждой теме студент может задать несколько вопросов. Количество вопросов каждого студента протоколируется и содержание сохраняется в базе данных, что позволяет оценивать активность студента при рейтинговой итоговой оценке его достижений при обучении.

Чат предназначается для проведения дискуссии между преподавателем и студентами, в режиме реального времени.
Доска для рисования (многопользовательский сетевой графический редактор, для отображения схем, графиков и т.д.).

Инструменты оценки знаний

Тестирующая система WebCT позволяет использовать следующие типы вопросов:

  • Выбор одного варианта из многих (возможность представлять варианты ответов как в виде текста, так и в виде графики). Присутствует возможность определить, сколько процентов от общего балла за вопрос получит студент за каждый ответ.
  • Выбор многих вариантов из многих (возможность представлять варианты ответов как в виде текста, так и в виде графики). Присутствует возможность определить, сколько процентов от общего балла за вопрос получит студент за каждый ответ.
  • Выбор соответствия. Использование данного типа вопроса имеет следующий смысл: даны два списка, нужно поставить в соответствие элементам первого списка элементы второго списка.
  • Упорядочивание. Этот вопрос имеет структуру схожую с вопросом типа "Выбор соответствия". Только здесь нет соответствий, достаточно перечислить пункты в нужном порядке.
  • Короткий ответ. Студент должен продолжить фразу или ответить на вопрос не имея вариантов ответов. Необходимо что бы фраза или слово, которое должен написать студент имело краткую форму. Это необходимо для того, что бы в системе вопрос оценивался автоматически и следовательно, что бы студент не мог иметь разные варианты формулировки ответа. Присутствует возможность определить, сколько процентов от общего балла за вопрос получит студент за каждый ответ
  • Развернутый ответ (текст, который проверяет преподаватель). Студент должен продолжить фразу или ответить на вопрос не имея вариантов ответов. Здесь автор не должен указывать правильный ответ, поскольку студент может отвечать на вопрос подробно (посылать файлы, в которых он излагает свои взгляды на поставленные вопросы). Ответ на данный тип вопроса проверяется лично преподавателям.

Самопроверка. Вопросы самопроверки могут быть вынесены отдельным разделом курса, а так же прикреплены к любому разделу учебного пособия.
Зачетная книжка студента (мои оценки). В зачетной книжке будут храниться не только результаты сданных тестов и заданий, а так же информация о количестве посещений тех или иных страниц, участия в семинарах и т.д.;
Задания (инструмент для получения заданий для типовых расчетов, курсовых работ, рефератов и их сдачи).

Инструменты обучения

Личные (групповые) страницы студентов для публикации курсовых работ (которые располагаются на сервере WebCT и привязаны к конкретным курсам).
Личная статистика позволяет преподавателю и студентам изучать и анализировать их положение в курсе, просматривать статистику посещения разделов курса, тенденции улучшения или ухудшения успеваемости.

eLearning Server 3000
Пакет "eLearning Server 3000" Компании ГиперМетод позволяет создавать собственные Учебные центры в Интернет/Интранет и организовать полный цикл дистанционного обучения - управление расписанием, сертификацией знаний учащихся, электронной ведомостью успеваемости, электронной зачеткой и электронной библиотекой

Сервисы Учебного центра

  1. Регистрация преподавателей и курсов. Деканат может зарегистрировать преподавателя и курсы, которые он будет вести, при этом преподаватель получает доступ ко всем сервисам Учебного Центра.
  2. Регистрация обучаемых. Обучаемый может сам зарегистрироваться на бесплатные курсы, обучаемого может зарегистрировать преподаватель или деканат Учебного центра. Способ регистрации на каждый курс задает деканат при создании нового курса.
  3. Расписание занятий. Преподаватель может сформировать расписание on-line занятий. При этом доступны различные виды занятий.
  4. Проведение различных видов занятий, предоставляемых Учебным центром:
    • Онлайн семинары и конференции;
    • Онлайн лекции (с видео-трансляцией и с комментариями, с возможностью задавать обучаемым вопросы);
    • Самостоятельная работа в сочетании с тестовыми заданиями позволяет оценить преподавателю, насколько быстро усваивается материал обучаемым.
    • Чат - позволяет проводить интерактивное общение обучаемых и преподавателя, особенно эффективно использовать этот вид занятий для сдачи экзаменов и зачетов.

ОРОКС
Предназначен для поддержки сценария процесса обучения, удаленного контроля знаний, организации совместной работы субъектов образовательного процесса, мониторинга учебного процесса.

Представляет собой сетевую оболочку для создания учебно-методических модулей и организации учебного процесса с использованием сетевых технологий.

Является центральным компонентом системы, включающей также:
ОСУ, ОСТ - компоненты для автоматизации разработки электронных учебных пособий на основе веб с возможностями: встроенного самоконтроля знаний, связи с ОРОКС, кодирования и управления доступом к учебно-методическим материалам, распространения на CD
ИСХИ - инструмент систематизации и хранения информации. Характерные особенности: аналог "библиотеки", доступ через веб-интерфейс, взаимодействие с ОРОКС.

2.3 Понятие об интерактивности ДО

Интерактивность, или взаимодействие - это двухсторонний диалог между преподавателями и учащимися, цель которого помочь каждому учащемуся преобразовать информацию общего характера в личное знание.

Для достижения эффективной интерактивности разработчики курса должны рассмотреть следующие вопросы:

  • Кто будет взаимодействовать с учащимися?
  • Как часто будут осуществляться взаимодействия и как долго они будут длиться?
  • Какие темы или задачи будут заложены в основу взаимодействия?
  • Какие интерактивные технологии являются доступными?
  • Для каких тем или задач интерактивности будет использована каждая из технологий?

Интерактивность может быть разработана для осуществления в реальное время - синхронно (посредством аудио-, видео- или синхронной компьютерной конференций) или же асинхронно (посредством традиционной или электронной почты).

Синхронное взаимодействие организуется обычно (хотя и не всегда) с группой учащихся, а асинхронное - с отдельными учащимися, индивидуально.
Некоторые курсы могут быть разработаны с учетом взаимодействий между собой самих учащихся, независимо от взаимодействий между учащимися и преподавателями.

2.4 Критерии отбора инструментальных средств

Для разработки компьютерных средств обучения используются различные программы, которые обычно называются инструментальными средами (ИС).
Степень совершенства той или иной ИС определяется возможностями по вводу, редактированию, компоновке учебного материала, включая современные средства мультимедиа и гипертекста, типами упражнений и тестов (с множественным выбором, числовым ответом, конструируемым ответом и др.), удобством пользовательского интерфейса и т.п. Однако все эти «ухищрения» создателей инструментальных сред (систем) предоставляют разработчикам компьютерных средств обучения (КСО) лишь потенциальные возможности для реализации своих дидактических идей. Проектирование КСО является своего рода искусством, и курсы, подготовленные разными авторами в одной инструментальной среде, могут существенно различаться по их дидактической эффективности. В то же время, слабые стороны конкретной ИС могут наложить существенные ограничения на возможность реализации пожеланий автора КСО.

Прежде чем рассматривать отдельные ИС и проводить их сравнительную оценку для выработки рекомендаций, необходимо более подробно описать требования отдельным функциям ИС, т.е. определить насколько полно решаются ими как дидактические, так и другие задачи, которые возникают при создании конкретных КСО.

По назначению КСО делятся:
• на информационные (электронные конспекты лекций, справочники и др.);
• средства для практических занятий (задачники, практикумы и др.);
• компьютерные модели (тренажеры, лабораторные работы, деловые игры и др.);
• средства для тестирования и контроля знаний, умений и навыков;
• обучающие (включают в себя все предыдущие).

Для реализации целевых функций КСО инструментальная среда должна состоять из следующих подсистем (модулей):
• представления учебной информации;                                     
• создания (или сборки) и редактирования учебной информации;
• управления представлением учебной информации (переходы, навигация, оглавления, поиск и др.);
• организации контроля усвоения знаний, умений, навыков (ЗУН) - ввод и анализ ответов, организация сценария контроля ЗУН, принятие решения по результатам контроля по одному вопросу и контрольной серии;
• управления обучением, в том числе:
управления связями между компонентами КСО;
генерации последовательности предъявления тестов;
управления стратегией обучения;
сбора и обработки статистики о ходе обучения;
• инструментария разработчика, включающего в себя средства:
визуального проектирования и редактирования;
интерфейса разработчика — панели инструментов, редактирование методом Drag and Drop, справочная система, контекстная справка, работа с шаблонами, мастера создания сложных элементов, печать слайдов и структуры;
автоматизации процесса создания и отладки учебного курса;
реализации функций управления проектом и поддержки совместной деятельности    коллектива разработчиков;
реализации функции администрирования (разграничения прав доступа, обеспечения безопасности данных и др.);
формирования дистрибутива продукта и создания программы его установки;
• проигрывания учебных материалов
с помощью стандартных программ, входящих в состав операционной системы (ОС) или в комплект поставки ОС, например MS Internet Explorer;
с помощью специализированных программ—проигрывателей;
• настройки готового курса преподавателем в зависимости от цели конкретного занятия;
• доставки содержания КСО учащемуся, разделяющиеся
на автономные;
на сетевые, которые, в свою очередь, можно использовать в локальных сетях или в глобальных сетях.

При характеристике инструментальных сред следует учитывать следующие программно-технические и экономические факторы:
- поддерживаемые вычислительные платформы;
- требования к минимальной конфигурации вычислительной системы;
- обеспечение защиты продукта и его компонентов от несанкционированного копирования и использования;
- стоимость и срок действия лицензии;
- наличие и размер лицензионных отчислений за распространение созданных продуктов;
- условия сопровождения (период бесплатного сопровождения, стоимость консультаций, обеспечение технической поддержки по телефону и Интернету и др.);
- условия предоставления обновленных и новых версий.

2.5 Информационно-образовательная среда

Информационно-образовательная среда (ИОС) – программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу учебных заведений, независимое от их профессиональной специализации и уровня образования.   
   
Главной целью создания информационно-образовательной среды системы образования является максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов, независимо от места нахождения как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий.    

Анализ достоинств и недостатков существующих ИОС, дидактических традиций российской системы образования, а также современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды:

1. Многокомпонентность — информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой.
2. Интегральность — информационная компонента ИОС должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.
3. Распределенность — информационная компонента ИОС оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности.
4. Адаптивность — информационно-образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко модифицировать информационное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества.

В государственном масштабе информационно-образовательная среда системы образования РФ в целом должна объединять в себе информационно-образовательные среды различных регионов страны. Объединение региональных сегментов между собой строится на основании взаимных договоров о сотрудничестве на равноправной основе.

На региональном уровне информационно-образовательная среда представляет собой объединение виртуальных представительств различных образовательных учреждений, создаваемых на добровольной основе.

Создаваемая таким образом среда является распределенной и должна иметь единые средства навигации, обеспечивающие пользователю возможность быстро и простыми средствами найти:
- учебное заведение, независимо от места расположения и уровня подготовки специалистов;
- список учебных заведений обеспечивающих получение образования по конкретной специальности через их виртуальные представительства;
- любой информационный ресурс, зарегистрированный в среде, независимо от места его физического нахождения.

Федеральная информационно-образовательная среда системы образования РФ должна соединять в себе:
- современные технологии, предоставляемые Интернет;
- методические наработки конкретных учебных заведений;
- интеллектуальные ресурсы профессорско-преподавательского состава, независимо от места жительства;
- максимальную автономию и самостоятельность каждого учебного заведения имеющего свое виртуальное представительство в информационно-образовательной среде;
- созданные и создаваемые в рамках различных межвузовских научно-технических программ телекоммуникационные и учебно-методические ресурсы;
- средства поддержки пользователей;
- материальную заинтересованность каждого участника проекта (от автора учебного пособия до учебного заведения в целом).

Кроме того, учитывая недостаточную оснащенность многих учебных заведений компьютерной и телекоммуникационной техникой, принципы построения виртуальных представительств учебных заведений должны обеспечивать им равные возможности по предоставлению своих образовательных услуг независимо от их технической оснащенности.

2.6 Стандартизация обучающих технологий

Эволюция информационных технологий и сети Internet ведет к увеличению количества разнообразных способов и методик обучения, отличающихся от классического очного образования. За последние десять лет Internet позволил вывести процесс обучения в интерактивный сетевой режим, а это, в свою очередь, дает массу преимуществ: доступ в любое время и практически из любой точки мира, широкий выбор учебного материала и различных методик обучения.
У данной проблемы существует и обратная, отрицательная сторона. Учебные системы могут создаваться по совершенно различающимся технологиям.
Для решения проблемы разрабатываются специализированные стандарты, позволяющие организовать как процесс разработки обучающих систем, так и формирование непосредственно информационного обучающего материала в едином, унифицированном виде.

На сегодняшний день основными организациями, ведущими разработки по направлениям информатизации образования и развития отраслевых стандартов являются ADL, AICC, ALIC, ARIADNE, CEN/ISSS, EdNA, DCMI, CEN/ISSS, EdNA, DCMI, GEM, IEEE, IMS, ISO, PROMETEUS. Деятельность этих организаций направлена на:

  • создание концептуальной модели стандартизации в системе открытого образования (IEEE); разработку архитектуры технологических систем в образовании AICC, IMS, ISO/IEC JTC1 SC36;
  • разработку внутренних стандартов и спецификаций для корпоративного обучения и переподготовки персонала компаний (AICC);
  • решение задач в области телематики и мультимедиа в образовании для Европейского Сообщества (ARIADNE, PROMETEUS); формирование учебного контента для учебных заведений, ориентированных на Интернет-обучение (проект SCORM) и так далее.

Комитет AICC разрабатывает рекомендации, первоначально использовавшиеся в авиационной промышленности, по разработке, созданию, и развитию компьютерных образовательных систем и связанных с ними обучающих технологий.

Цели разработки спецификаций AICC следующие:
1. Разработка рекомендаций для операторов самолетов по созданию более экономичных и эффективных систем компьютерного обучения (CBT);
2. Разработка рекомендаций по созданию переносимых систем;
3. Обеспечение открытых форумов по обсуждению компьютерных (и связанных с ними) обучающих технологий.

Спецификация SCORM (Shareable Course Object Reference Model) – промышленный стандарт для обмена учебными материалами на базе адаптированных спецификаций ADL, IEEE, IMS, AICC.

Целью программы является создание стандарта, обеспечивающего возможность:
- многократного использования учебных модулей,
- интероперабельности учебных курсов,
- легкого сопровождения и адаптации курсов,
- ассемблирования контента отдельных модулей в учебные пособия в соответствии с индивидуальными запросами пользователей.

Консорциум глобального обучения IMS занимается разработкой и продвижением стандартов взаимодействия различных систем управления обучением и обмена учебными материалами.

Консорциум IMS ставит перед собой следующие основные задачи:

  • определение технических спецификаций для возможности взаимодействия сетей (мультимедиа, Интернет образовательных курсов) и приложений для дистанционного образования;
  • поддержка этих спецификаций в различных образовательных продуктах по всему миру.

Данные стандарты описывают методы, с помощью которых информация об обучаемом передается из LMS в учебный курс. IMS (International Markupping Standard) — один из международных стандартов формирования учебных курсов и обучающих материалов. Данный стандарт определяет архитектуру обучающих систем, информационные и функциональные модели, формат хранения материалов и процедуры взаимодействия подсистем в процессе обмена информацией.
Стандарт IMS включает широкий диапазон пакетов спецификаций, каждый из которых ограничен рамками определенной предметной области.