Материалы

1. Введение в ДО

 
Изображение пользователя Администратор Пользователь
1. Введение в ДО
от Администратор Пользователь - Пятница, 23 Июнь 2017, 10:23
 

1 ВВЕДЕНИЕ В ДО

1.1 Понятие о дистанционном обучении

Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся, обучение в сотрудничестве и т.д.

Благодаря средствам новых информационных и коммуникационных технологий появилась еще одна форма обучения (в дополнение к традиционным очному и заочному обучению) — дистанционное обучение.

При дистанционном обучении учащийся и преподаватель пространственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью электронной почты и прочих технологий Интернет, а также специально предпринимаемых организационно-административных мероприятий.

Дистанционное обучение, основанное на использовании технологий Интернет, выполняет ряд новых функций и предполагает реализацию определенных принципов, среди которых важное значение имеет принцип распределенного сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое сетевое образовательное сообщество.

В современных условиях возникает необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного пожизненного образования, с помощью которой человек может иметь доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки и которая позволяет ему быть профессионально мобильным и творчески активным.

Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими студентами «виртуальной» учебной группы.

При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего — сочетание различных технологий). При этом использование каждой технологии зависит от целей и задач, стоящих перед дистанционным курсом. Например, традиционные средства обучения на печатной основе используются для знакомства учащихся с новым учебным материалом, интерактивные аудио и видео конференции обеспечивают общение в режиме реального времени, компьютерные конференции и электронная почта используются для отправки сообщений, обеспечения обратной связи с учащимися, а также для постоянных контактов между учащимися одной группы. Заранее записанные на пленку видеолекции помогут учащимся увидеть лекции и визуализировать содержание учебного материала. Факсимильная связь может использоваться для передачи оперативных сообщений, заданий и обеспечения быстрой обратной связи с учащимися.

Термины и определения по дистанционному обучению, сформулированные в Лаборатории дистанционного обучения Института общего среднего образования Российской академии образования (ИОСО РАО).

Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, реализуемое всеми присущими учебному процессу компонентами (целями, содержанием, методами, организационными формами, средствами обучения), специфичными средствами Интернет-технологий или прочими, предусматривающими интерактивность.

Система ДО - образовательная система, обеспечивающая условия для получения образования в условиях ДО. Как и любая образовательная система включает в качестве компонентного состава цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения, а также взаимодействие учителя и учащихся в контексте выбранной концепции обучения.

Информационно-образовательная среда ДО - система средств ДО, справочных материалов, словарей, дополнительной литературы, всех сопутствующих учебному процессу материалов, необходимых и достаточных для получения качественного образования по определенному курсу (учебному предмету, специальности), либо программе, а также средства их разработки, хранения, передачи и доступа к ним.

Педагогические технологии ДО - совокупность методов и приемов обучения, обеспечивающих осуществление учебно-воспитательного процесса дистанционно в соответствии с выбранной концепцией обучения.

Кейс-технологии - способ организации ДО, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации взаимодействия с преподавателями и другими учащимися дистанционным способом.

ТВ-технология - способ организации ДО, основанный на использовании систем телевидения для доставки учащемуся учебно-методических материалов и организации обратной связи с помощью любых интерактивных средств.

Сетевая технология - способ организации ДО, основанный на использовании сетей телекоммуникации в интерактивном режиме.

Учебно-методическое обеспечение ДО - система средств, методов, организационных форм обучения в условиях ДО для достижения поставленных целей на основе отобранного и соответствующим образом структурированного содержания, управления познавательной деятельностью учащихся с элементами самоуправления.

Система средств обучения в ДО - совокупность носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и учащихся, используемая в ДО, адекватная используемым в данной концепции методам и организационным формам обучения для достижения намеченных целей обучения, воспитания и развития.

Виртуальная аудитория (класс, группа учащихся) - организация групп учащихся в учебно-воспитательном процессе в условиях ДО.

strongВиртуальный университет (школа) - совокупность информационно-образовательной среды, блоков администрирования и управления виртуальным образовательным учреждением.

Преподаватель ДО - учитель, преподаватель, ведущий обучение дистанционно, обладающий знаниями в области информационных технологий, учитывающий специфику дистанционной формы обучения, психологические особенности взаимодействия в процессе ДО.

1.2 Отличие ДО от заочного обучения и самообразования

Дистанционное обучение рассматривается как составная часть системы непрерывного образования. Под системой непрерывного образования понимают комплекс государственных, частных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординированно решающих задачи воспитания, общего и среднего специального образования, а также профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни. Система непрерывного образования подразумевает, прежде всего, индивидуальный дифференцированный подход к обучению. Выбор формы обучения определяется различными факторами:

  • Индивидуально-личностными (умение заниматься самообразованием, мотивированность, трудолюбие, самоорганизованность, и т.п.)
  • Экономическими (возможность оплаты расходов, связанных с обучением — приобретением учебных пособий, оплата преподавателей, транспортные расходы и пр.)
  • Техническими (наличие персонального компьютера, подключения к Интернет и пр.)
  • Географическими (удаленность от образовательных и культурных центров).

Самообразование - это целенаправленная, систематическая, индивидуальная самостоятельная работа по повышению профессионального мастерства и всестороннему развитию личности. Существуют различные формы самообразования. Каждый человек, занимающийся самообразованием, может сам определять направление содержания своей работы, выбирать, чем, в каком объеме, с какой глубиной и по каким источникам он будет заниматься. При этом он исходит из своих мотивов и потребностей. Такая форма самообразования обычно имеет целью расширение, углубление собственного кругозора в той или иной области знания.

В процессе самообразования учащийся использует различные средства обучения и источники информации, наиболее адекватные целям обучения и доступные в сложившихся конкретных условиях самообучения, либо рекомендуемые образовательным учреждением. Однако реальная практика подтверждает, что для достижения действительно высоких результатов самообразования человеку необходимо обладать очень высокой внутренней мотивацией, самодисциплиной, владеть умениями интеллектуального труда, исследовательскими навыками и иметь самостоятельный доступ к различным источникам информации - как традиционным, так и связанным с передовыми средствами новых информационных технологий.

При осуществлении самообразования с опорой на предлагаемые учебным заведением комплект учебных материалов и учебные планы и с дальнейшей перспективой сдачи квалификационных экзаменов, самообразование переходит в соответствующую форму заочного обучения.

Можно отметить основные достоинства заочного обучения:

  • одновременный охват большого количества обучающихся;
  • отсутствие «привязки» к месту проживания учащихся;
  • возможность обучения без отрыва от работы;
  • возможность одновременного обучения по нескольким специальностям;
  • возможность получения высшего образования для таких социальных групп, как нетрудоспособные и инвалиды, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, военнослужащие и члены их семей, лица, находящиеся в длительных командировках и т.д.;
  • возможность обучения по собственному графику в период между сессиями;
  • возможность сразу же применить свои знания на практике.

Однако, помимо достоинств, заочное обучение имеет и недостатки. Самым главным из них является практическое отсутствие контактов между преподавателями и учащимися, между учащимися одного курса или учебной группы в период между сессиями, а также весьма ограниченные возможности организации консультационной помощи учащимся в учебный период и трудности с организацией системы промежуточного контроля успеваемости. Среди методов обучения полностью отсутствуют групповые исследовательские или проектные работы.

Традиционное заочное обучение предполагает использование определенного фиксированного набора учебных средств, подавляющее большинство которых представлены средствами на печатной основе — пособиями, книгами, учебными тетрадями и т.п., значительно ограничивающими источники информации, особенно для отдаленных регионов, где нет возможности пользоваться услугами крупных библиотек, научных центров.

Таким образом, основными отличиями дистанционного обучения от заочного обучения и самообразования являются:

  • Гибкость: возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
  • Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства. Система ДО позволяет обучающемуся получить как базовое, так и дополнительное образование по его основной деятельности.
  • Опора на средства телекоммуникаций: одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.
  • Модульность: каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу.
  • Экономическая эффективность: по статистическим данным затраты на подготовку специалиста почти на половину меньше, чем на подготовку специалистов по дневной форме. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.
  • Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
  • Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. Оn-line обучение помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность, страх публичных выступлений и др.
  • ДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
  • Позитивное влияние оказывает ДО и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.
  • Качество ДО не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по дисциплинам.

1.3 Модели дистанционного обучения

Богатое техническими, технологическими и методическими возможностями дистанционное обучение реализуется разными моделями. Их многообразие зависит от:

  • целевых установок обучаемого;
  • структуры образовательного процесса;
  • технической ресурсной обеспеченности;
  • контингента обучаемых.

В настоящее время существуют следующие модели дистанционного обучения:
Модель 1. Обучение по типу экстерната
Модель 2. Университетское обучение
Модель 3. Сотрудничество нескольких учебных заведений
Модель 4. Автономные образовательные учреждения
Модель 5. Автономные обучающие системы
Модель 6. Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ

Модель дистанционного обучения 1: обучение по типу экстерната

Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначается для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения.

Модель дистанционного обучения 2: университетское обучение

Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.

Модель дистанционного обучения 3: сотрудничество нескольких учебных заведений

Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ заочного/дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими.

Модель дистанционного обучения 4: автономные образовательные учреждения

Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также и оценка знаний, и аттестация обучаемых.

Модель дистанционного обучения 5: автономные обучающие системы

Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.

Модель дистанционного обучения 6: неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ

Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование.

1.4 Виды ДО

В зависимости от типа используемых при создании и проведении дистанционных курсов средств обучения и выбора канала коммуникации для обеспечения обратной связи со студентами, выделяют следующие виды дистанционного обучения:

  1. Курсы на основе комплексных «кейс-технологий». В основу подобных курсов положена самостоятельная работа студентов по изучению различных печатных и мультимедийных учебных материалов, предоставляемых в форме кейса (от англ. слова case — портфель, ситуация). При этом любой кейс является завершенным программно-методическим комплексом, где все элементы связаны друг с другом в единое целое – материалы для знакомства с теорией, практические задания, тесты дополнительные и справочные материалы, компьютерные модели и симуляции. Учебные материалы «кейсов» отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся.

    Помимо самостоятельных занятий студенты посещают очные установочные лекции, семинары, очные консультации и принимают участия в контрольных мероприятиях (проводимых как очно, так и заочно). В последнее время при создании курсов на основе кейс-технологий их авторы переносят большую часть очных встреч со студентами в среду Интернет — внедряются такие формы учебной деятельности, как Интернет-тьюториалы, консультирование по электронной почте, виртуальные деловые игры и тренинги, студенческие конференции и пр.

  2. Курсы на основе компьютерных сетевых технологий. В основе подобных курсов лежат интерактивные электронные учебные пособия различного вида и назначения — обучающие программы, электронные учебники, компьютерные тесты, базы знаний и т.д., доступных для студентов с помощью глобальной сети Интернет или же локальных сетей (Интранет). Использование электронных учебных материалов при этом не исключает передачу студентам индивидуальных комплектов учебно-методических материалов на традиционных носителях (в том числе бумажных).

    Использование технологий Интернет позволяет не только представлять студентам учебный материал в различных формах и видах, но и организовывать управляемый учебный процесс, осуществляемый под руководством преподавателя. При этом обучение может происходить как индивидуально, так и в составе учебных групп. Контакты между преподавателями и студентами осуществляются с помощью электронной почты, телеконференций и их интенсивность, зависящая, в целом, от выбранной методики обучения, может приближаться к аналогичной при очном обучении.

    Если в вузе создается система дистанционных курсов на основе компьютерных сетевых технологий, то, чаще всего, для этого приобретается специальная программная оболочка, делающая процесс создания курсов более эффективным, а также позволяющая организовывать процесс обучения и обеспечивать его административное сопровождение (вести базы данных по студентам, обеспечивать мониторинг контроля знаний и пр.). Она основана на занятиях с помощью телевидения и спутниковых каналов передачи данных. Лекции, тренинги, тестирование, интернет-консультации проводятся при помощи новейших средств связи и самых надежных каналов. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь.

  3. Курсы на основе телевизионных сетей и спутниковых каналов передачи данных. Со времени появления телевидения оно сразу же стало использоваться для трансляции учебных передач. Часто учебные телепередачи интегрируются в учебное расписание очных курсов, дополняя учебные программы (например, при демонстрации в записи лекций выдающихся ученых, нобелевских лауреатов и пр.). В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым студенты получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы. Как правило, для трансляции учебных телепередач используются каналы кабельного телевидения или спутниковые каналы. Подобные «вещательные» курсы очень широко распространены за рубежом, в России же пока единственным вузом, развивающим этот вид дистанционных курсов, является Современный гуманитарный университет (СГУ).

Перечисленные выше три формы дистанционных курсов являются на сегодняшний день самыми распространенными и в российской и мировой практике ДО.

1.5 Примеры дистанционных курсов

Российские университеты приступили к разработке собственных дистанционных курсов относительно недавно по сравнению с зарубежными вузами. Первоначально дистанционными курсами стали называть все заочные курсы, работающие по классической модели заочного обучения: студенты получали комплект учебных материалов, включающий несколько учебных пособий и, в лучшем случае, аудио- или видеоматериалы в дополнение к ним. В настоящее время ситуация изменилась, а дистанционными курсами называют курсы, организованные преимущественно с использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающие постоянный контакт между участниками учебного процесса на протяжении всего периода обучения.

Приведем примеры некоторых учреждений системы образования, которые пользуются наибольшей известностью на российском рынке образовательных услуг:

  1. Дистанционные курсы университетов (государственных и частных)

    Институт Дистанционного Образования МЭСИ, работающий в составе Московского Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики. Обучение на дистанционных курсах МЭСИ дает возможность всем желающим получить высшее или среднее специальное образование в форме дистанционного обучения. Институт имеет множество филиалов по всей стране. Обладая большим опытом организации заочного обучения, сотрудники МЭСИ разработали специальные учебные планы, дающие возможность студентам работать с учебными материалами непосредственно в Интернет, в удобном для них режиме индивидуального обучения. При этом студенты имеют возможность получить своевременную консультацию по возникающим вопросам у преподавателей - кураторов дистанционных курсов.

    Институт Дистанционного Образования Томского Государственного Университета является головным учебным заведением Ассоциации "Западно-Сибирский Открытый Университет", реализующей на практике концепцию интеграции информационно-образовательной среды вузов и университетов Западной Сибири. В составе Ассоциации такие известные российские университеты, как: Алтайский Государственный Университет, Новосибирский Государственный Технический Университет и Томский Государственный Университет. Студенты университетов, входящих в ассоциацию, имеют возможность выбрать любой из дистанционных курсов, разработанных как в их собственном, так и в любом другом университете, входящем в Ассоциацию. Таким образом, университеты объединяют и рационально используют свой интеллектуальный потенциал и расширяют перечень дистанционных курсов, доступных учащимся.

    ИДО ТГУ также участвует в работе Казахстанско-Российского Университета Дистанционного Образования, обеспечивающего образовательные потребности двух соседних стран - России и Казахстана, имеющих давние крепкие связи в области образования.

    Современный Гуманитарный Университет является частным учебным заведением, широко использующим технологии Интернет для обучения студентов из удаленных регионов России наиболее востребованным на российском рынке специальностям (управление, юриспруденция, компьютерные технологии, лингвистика и т.д.).

    Университет имеет более 180 филиалов в разных городах России и странах СНГ, при каждом из которых создан учебно-методический центр, обратившись в который студенты могут получить консультацию по вопросам изучаемого учебного курса или сдать экзамены. Всего в университете обучается по дистанционной форме обучения около 80 тысяч студентов.

    Специалисты СГУ разработали уникальные комплекты учебно-методических пособий, включающие видео- и телекомпьютерные лекции, обучающие компьютерные программы, компьютерные тесты и учебные пособия на печатной основе, которые студенты используют для самостоятельной работы. Помимо этого, студенты получают доступ к разнообразным учебным материалам, размещенным на Web-сайте университета, и общаются в режиме реального времени с преподавателями и другими студентами "виртуальной" учебной группы, участвуя в семинарах и разнообразных деловых играх.

  2. Центры дистанционного обучения при научных и учебных заведениях

    На сервере Южно-Уральского Государственного Университета представлено несколько дистанционных курсов, предназначенных для системы повышения квалификации учителей. Эти курсы разработаны совместно с Лабораторией дистанционного обучения Института Общего Среднего Образования Российской Академии Образования. Данные дистанционные курсы отличает интерактивный характер организации учебного процесса и широкое использование новых педагогических технологий - обучения в сотрудничестве, метода проектов и пр. Среди курсов, представленных на сайте университета, присутствуют курсы для учителей ("Компьютерные коммуникации в системе школьного образования", "Методика изучения компьютерных телекоммуникаций в школе", "Новые педагогические технологии"), а также экспериментальные курсы для учащихся средних школ ("Курс обучения чтению на немецком языке", "Курс английского языка для 5-8 классов").

    Центр "Эйдос", являющийся экспериментальной учебной площадкой Российской Академии Образования, специализируется на дистанционном обучении учащихся средних школ, организованном в форме разнообразных эвристических проектов. В процессе выполнения учебных эвристических проектов в Интернет каждый учащийся работает с индивидуальным консультантом (тьютором), помогающим учащемуся выработать свою собственную образовательную траекторию в рамках выбранной учебной темы.

    Центр дистанционного обучения Московского Государственного Института Электроники и Математики проводит обучение студентов и слушателей по заочной форме с использованием дистанционных технологий (интернет-обучение). Программы подготовки включают: программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, подготовки кадров для системы дистанционного обучения.

  3. Дистанционные курсы, предлагаемые независимыми коммерческими структурами

    Сайт "Открытого колледжа" компании "Физикон", специализирующейся на разработке программных средств учебного назначения (электронных энциклопедий - "Открытая физика", "Открытая геометрия" и пр.). На сайте представлены Интернет-версии интерактивных электронных энциклопедий на CD-ROM, выпускающихся "Физиконом", на основе которых учащиеся средних школ могут улучшить свои знания в области математики, физики, астрономии, химии и биологии. Также на сайте представлены дистанционные курсы для взрослых - по экономике, английскому языку и пр.

    В настоящее время в российском секторе Интернет существует немало сайтов, предлагающих дистанционные курсы иностранных языков. Эти сайты, как правило, обеспечивают доступ к Web-учебникам, онлайновым тестам и, в некоторых случаях, дают возможность получить консультацию преподавателя по электронной почте. Подобные сайты создаются и поддерживаются совместными усилиями коммерческих фирм, проводящих очные курсы иностранных языков, например: http://www.study.ru http:// www.language.ru http://www.foreign-languages.com

    Приведем также примеры наиболее распространенных курсов дистанционного обучения, организованных в условиях Интернет зарубежными университетами и прочими образовательными учреждениями.

    Среди наиболее известных университетов, являющихся лидерами в области дистанционного обучения, выделяется группа так называемых "Открытых университетов" (Open Universities): Открытый Университет Великобритании, Открытый Университет Израиля, Открытый Университет Гонконга, Агентство по открытому образованию Канады.

    Среди прочих университетов отметим:

    Университет Южного Квинсленда (The University of Southern Queensland), Австралия и его онлайновое подразделение — USQOnline. Это один из наиболее известных австралийских университетов, в котором программы дистанционного обучения существуют с 1997 года. Из 20 тысяч студентов 14 тысяч обучаются в дистанционном режиме. Студенты могут сами выбирать форму обучения или совмещать дистанционное обучение с очным. При желании можно обучаться только дистанционно. Используемые технологии: WWW, аудио, видео, а также традиционные учебные пособия. Студентам предлагаются различные курсы.

    Пенсильванский Государственный Университет, Pennsylvania State University предлагает различные программы дистанционного обучения в зависимости от возраста и базового образовательного уровня учащихся.

    Для взрослых предлагается три варианта обучения:

    • World Campus — обучение в течение одного семестра, получение диплома о высшем образовании. Студенты работают в среде Интернет, общаясь друг с другом и с преподавателями.
    • Independent Learning — предлагается более 150 курсов для завершения обучения или получения сертификата об образовании. Студенты работают либо индивидуально, либо с помощью тьютора. В качестве учебных материалов предлагаются либо традиционные учебники, либо Web-учебники.
    • Distributed Learning — предлагаются учебные программы для целых коллективов, фирм и организаций с использованием Интернет и интерактивного видео.

    В Интернет можно встретить большое количество ссылок на авторские дистанционные курсы, большая часть которых является узко специализированными по тематике, свободными по доступу к учебным материалам и предназначенным для самообразования. Хотя подобные курсы могут быть очень хорошими по содержанию, они не предусматривают обратную связь с преподавателем, а по завершении курса учащиеся не получают документы, свидетельствующие о прохождении обучения.

    Например, авторский дистанционный курс "Искусство и дизайн. Учитесь рисовать" (Art&Design Learn to draw) Дэвида Лукаса. На Web-сайте предлагаются онлайновые уроки по рисованию, виртуальная галерея работ автора. Предусматривается общение между автором курса и учащимися по электронной почте и индивидуальный инструктаж.

    Похожий курс, но совершенно автономный, предназначенный для самообразования и самообучения (разновидность интерактивной книжки) — Курс по основам Web-дизайна Алена Лея (Allen Leigh's Web Site Design). Курс выполнен безукоризненно с точки зрения требований к обучающей программе, но предназначен он только для самообразования, обратная связь с автором не предусматривается.

    Часть дистанционных курсов, представленных в Интернет, являются профессионально ориентированными и позволяют найти работу по специальности, повысить квалификацию или выучить иностранный язык:

    Очень много разнообразных дистанционных курсов предназначено для изучающих иностранные языки. Самые интересные среди них предусматривают онлайновую поддержку учащихся, используются аудио- и видеоконференции, чаты и другие технологии Интернет. Интерактивность является ключевым фактором для успешного продвижения подобных курсов, поскольку для изучающих иностранные языки особенную ценность представляет возможность непосредственного общения с носителями языка, как в письменной форме, так и в очной форме - при проведении онлайновых видеоконференций и аудиоконференций.

    Например, сайт GlobalEnglish предлагает различные курсы современного разговорного английского и бизнес-языка. В основу курса положена специальная обучающая программа, которая объединяет преимущества текста, анимации, графики. Программа включает специальные упражнения на воспроизведение речи, распознавание речи при симулировании реальных речевых ситуаций, а также тесты на знания языка TOEIC. Курс предусматривает широкое использование онлайновых дискуссий и чатов с преподавателем.

    Среди дистанционных курсов в зарубежном секторе Интернет значительное место отводится разнообразным курсам по подготовке специалистов в области информационных технологий: сетевых администраторов, Web-дизайнеров, программистов и т.п. Как правило, получая доступ к учебным материалам, учащиеся осваивают их либо самостоятельно, либо с помощью преподавателей, после чего сдают экзамены (онлайновые тесты) и в итоге получают сертификаты таких признанных лидеров в области программного обеспечения как Microsoft и Novell без отрыва от основной работы или учебы в вузе.

1.6 Дидактические аспекты дистанционного обучения

По своему происхождению понятие «дидактика» восходит к греческому языку, в котором didaktikos означает «поучающий», а didasko — «изучающий».

В настоящее время дидактика понимается как наука о преподавании и учении, т. е. как система корректно обоснованных утверждений и гипотез, касающихся явлений, зависимостей и закономерностей преподавания-учения, а также способов их преобразования человеком. Дидактика как наука дает знания о закономерностях, действующих в сфере предмета ее исследований, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения; на этой основе она устанавливает соответствующие закономерности, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных перемен в учащихся. Благодаря этому она выполняет как теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) функцию, так и функцию практическую (инструментальную).

При подготовке учебного курса важно заранее продумать форму подачи знаний. Как правило, в начале курса используется описание изучаемой проблемы. Описание в научном познании предполагает применение фиксированных языковых средств (терминов, высказываний) для закрепления первых связей между объектами, формирования основных определений соответствующих эмпирических или теоретических объектов, регистрации или систематизации отдельных фактов. Реализация описательной функции знания позволяет отвечать на вопросы типа: "что?", "где?", "когда?", "куда?", "который?", "сколько?" и т.п. В реальном познавательном процессе описание тесно связано со способностью узнавать, запоминать, сопоставлять, идентифицировать, сравнивать отдельные объекты и факты как знания о них.

По мере изложения материала мы переходим к объяснению. Объяснение связано с процедурами обоснования, аргументации, доказательства. Реализация объяснительной функции знания позволяет отвечать на вопросы типа: "почему?", "как?", "откуда это произошло?", "каковы причины?" и т.п. Объяснительная функция в реальном познавательном процессе связана не только с узнаванием, запоминанием, сопоставлением и т.д. (описание — предпосылка объяснению), но и с умением рассуждать, размышлять по поводу описанных фактов, понимать связи между ними, критически оценивать различные ситуации, не спешить "принимать на веру" любую сообщаемую информацию.

На основе приведенных рассуждений можно сделать практические выводы, которые необходимо учитывать при создании учебных курсов.